Театральная Афиша
реклама на сайте театральный клуб третий звонок рекомендуем спектакли ссылки журнал
Rambler's Top100


Музыкальный театр им. К.С.Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко
Апрель 2024
пнвтсрчтптсбвс
      28
2930     
Май 2024
пнвтсрчтптсбвс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

СИЛЬФИДА
Музыкальный театр им. К.С.Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко
Зрительские отзывы

Просьба все замечания, касающиеся неточности в информации о спектакле, а также модерирования отзывов оставлять не здесь, а направить письмо администраторам сайта: afisha@teatr.ru

  Nataya PAMSIK 17.05.2018  
  Представьте себе густой дубовый лес с низко стелющимися то ли клубами тумана, то ли болотными испарениями, колдунья с растрепанными седыми космами извлекает из зловещего котелка ядовитый шарф, и белоснежные сильфиды сидят на ветвях или проплывают над макушками деревьев.
Современный балет сейчас стал очень кинематографичным. «Сильфида» в Музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко похожа на волшебную книгу со сказками, смотришь на сцену и словно листаешь страницы с изумительными иллюстрациями. Раньше такие истории называли сказками, сейчас, благодаря Толкину ни для кого не секрет как устроены невидимые миры, которые также реальны, как и наш. Шотландскую древнюю сказку сейчас можно смело обозначить жанром фэнтези, так будет гораздо доступнее для понимания кто такие сильфиды. Эти невидимые создания, кокетливые феи с крошечными крылышками на спине, спокойно живут в своём параллельном измерении, но иногда заглядывают и к нам, в людскую жизнь, присматривая себе симпатичного молодого человека.

На сайте театра читала отзывы суровых критиков, где говорилось, что у сильфид в МАМТе «не та вывертность стопы». Мы не рассматривали балет под микроскопом, мы просто наслаждались действием. Любовались грациозным арабеском ведущей солистки Анастасии Лименько. Любовались остальными сильфидами, так похожими на белоснежные хризантемы в своих пышных длинных пачках. А когда балерины делали антраша, замирая на мгновение в воздухе и бисерно перебирая при этом ногами, вообще испытывали неземного происхождения упоительный восторг.

Балет состоит из двух действий. Первое происходит в шотландской деревне и доме у главного героя, молодого красивого человека по имени Джеймс. Исполнители главных партий Джеймса и его невесты Эффи – Сергей Мануйлов и Ольга Сизых. Блондин и брюнетка. Премьеру Сергею Мануйлову очень к лицу этот романтический, задумчивый, рефлексирующий образ.
Все, и кордебалет, и миманс, одеты в национальную шотландскую одежду. Сочных расцветок шотландская клетка – красная, пыльно-голубая, желтая, зелёная создают яркие цветовые пятна, и смотрится очень красиво. Единственное, мой сын удивился виду танцовщиков и спросил, почему мужчины в женских платьях и накрашены? Пришлось в антракте провести маленький ликбез по истории национального шотландского костюма.

Великолепное па де де исполнили Георги Смилевски-младший и Александра Дорофеева. Такая бурлящая энергия исходила от мускулистой фигуры Георгия, и он так внезапно, неожиданно начал свой танец, да так прекрасно, мощно, уверенно, по-мужски победительно, что, по-моему, именно он разбудил дремлющую энергию этого балета. Ведь очень часто классический балет идеальностью плавных движений или красотой силуэтных статичных поз расслабляет, в буквальном смысле убаюкивает сознание. Танец Георги Смилевски прекратил моё личное медитативное витание в облаках, и, глядя на такое богатое по палитре чувств исполнение, хочется уметь дешифровать балетную азбуку Морзе и быть в состоянии различать в цельном танце элементы rond de jambe, jete, fouetter, grand pirouette и так далее. Вот такой отчетливый импульс к тому, чтобы сделать шаг навстречу искусству балета, подарил мне Георги Смилевски, герой которого, кстати, в "Сильфиде", просто безымянный «Гость» на празднике помолвки.

У Джеймса есть способности общаться с тем миром, который является незримым для подавляющего большинства людей. Воспользовавшись этим обстоятельством, кокетливая прелестная Сильфида старается очаровать молодого человека, в самом волшебном, колдовском понимании этого действия. Сильфида у Анастасии Лименько достаточно настырная барышня, она сама проявляет инициативу в завоевании земного жениха и узурпации его внимания, перенаправлении фокуса с невесты на себя.

Интересны манипуляции со светом, когда в световом пятне оказывались только главные герои, а все остальные были скрыты темнотой. Это подчеркивало ощущение личного интимного пространства, когда влюблённым, в какой толпе они бы не находились, никто не нужен, и которое старательно пытается разрушить невидимая для всех и видимая только Джеймсу Сильфида, тенью присутствующая третьей, разбивая пару, вселяя сомнения в искренности чувств и мешая им любоваться и наслаждаться друг другом - такой своеобразный и даже трагический любовный треугольник.

Второе действие являет собой абсолютную медитацию для зрителя.
Декорации второго действия просто великолепны! Я до сих пор под впечатлением искусности создания настоящей лесной чащи, густого леса на сцене. А просвечивающаяся перспектива «воздуха» делает его ещё более реалистичным, объёмным, с 3D эффектом. Парящие в воздухе, пролетающие сильфиды, приземляющиеся на ветках могучих дубов – настоящее кино!
Именно в лесной чаще в окружении сильфид, которых, оказывается, так много, чувствуешь русалочий дух, если использовать терминологию русской народной сказки, невольно вспоминаешь «Ундину» Жуковского и даже «Утопленницу» Гоголя. Не имеет разницы шотландская ли это легенда, либо иная другая, смысл не меняется – некая дева из потустороннего мира завлекает живого человека в своё пространство непонятно зачем, для чего, для каких целей понадобился этим призрачным эфирным девам живой человек из крови и плоти.

Колдунья Мэдж как будто из страшных детских снов, косматая, страшная, настоящая Баба-Яга, в окружении таких же учениц, только калибром поменьше и очень похожих на серых мышей. С первого взгляда сразу и не поймешь, что партию колдуньи исполняет мужчина, Антон Домашёв! У него не так много танцев как пантомимы, но язык жестов он использует крайне выразительно.

Мимансы хороши! Балетная массовка создала художественно красивую композицию в первом действии, когда изображала толпу гостей на помолвке Джеймса и Эффи, сидя за праздничным столом в зале с высокими узкими стрельчатыми окнами, и во втором, проходя с жёлтыми фонарями в финальной сцене свадебного шествия Гурна и Эффи.

Ошеломляющую пластику показала Анастасия Лименько – какое невероятно мягкое тело у неё в сцене, когда у Сильфиды облетели крылышки, и она испускает последний вздох на руках у потрясённого Джеймса.
В кульминационной сцене сильфиды забирают тело своей подруги на шелковых лентах, высоко взлетают над деревьями и исчезают…

Постановка, сценография, костюмы Пьера Лакотта, которого называют «балетным антикваром», «реставратором старинной хореографии», «реконструктором классического балета». В 2011 году он перенёс балета «Сильфида» Жана-Мадлен Шнейцгоффера (хореография Филиппо Тальони, 1832 года) в Московский Академический музыкальный театр.
Дирижёр – Роман Калошин
 
  Килина Светлана 13.05.2018  
  Ни для кого не секрет , что я люблю театр , но даже в моих разнообразных театральных вкусах балет занимает какое - то совершенно особенное место .

Я люблю балет самый разный , но если вы хотите увидеть именно то, что ассоциируется у вас с классическим романтическим балетом , то вам именно на Сильфиду .


Но давайте по порядку . Ещё в далеком 1832 году хореограф Тальони сочинил для своей дочери Марии этот романтический балет , и именно в нем Мария Тальони впервые встала на пуанты для придания воздушности образа духа воздуха . Балет имел фантастический успех , и потом естественно породил множество различных интерпретаций .
Тот балет , который мы видим сейчас- это создание уже другого талантливейшего гения - Пьера Лакотта .
Он не просто воссоздал балет , автор сумел сохранить всю чистоту и ясность классического романтического балета , сохранив красотка его композиций и движений.
Музыка и движения танцоров сплетаются в одну плавно звучащую мелодию любви . Безупречно поставленная и идеально исполненная партия Сильфиды, ее воздушная легкость , особенная утончённость движений , воздушная белая Шопенка среди героев , одетых в шотландскую клетку,- все это заставляет поверить в ее невесомость , потустороннесть . И действительно, балерина кажется истомным воплощением духа воздуха .

Великолепно разработана и станцована партия Джеймса -главного героя . Великолепные прыжки, выразительные , полные эмоций жесты ...
Очень хорошо выглядел на сцене и кордебалет: синхронность даже в осень мелких движениях , плавность рук, совершенство поз .

О костюмах хочется сказать отдельно - первое отделение - все герои, кроме Сильфиды , появляются в традиционной шотландской клетке . Красные и синие костюмы с белой отделкой гармоничны и великолепно смотрятся в движении . В них замечательно соединились стилизация под национальный шотландский костюм и требования сценографии . Надо отметить , что в этом балете танцоры в традиционных килтах , беретах и гольфах , выглядели едва ли не привлекательнее балерин .
Сильфида , порхающая среди них, в своём белоснежном наряде, с венком в волосах ,- кажется абсолютно эфемерной . Во втором же отделении - герой оказывается в зачарованном лесу , где его окружают такие же призрачные духи в белых шопенках.

Тёмный пол, с небольшим зеркальным эффектом , ещё сильнее подчёркивает воздушностью балерин и их костюмов .

Декорации для балета разработаны классические : в первом отделении - шотландский стиль, в темных тонах , во втором- зачарованный лес, очень красиво обыгранный светом .

Неожиданно, когда Сильфида исчезает в камине или все эти полеты духов воздуха в ветвях таинственного леса .
Если вы не видели балет , то начинать знакомство с этим жанром можно именно с него : чудесная музыка, романтическая история , классические декорации и костюмы , ясность стройность и чистота танцевального рисунка . А уж если вы зритель- профессионал , то этот балет и для вас тоже , мне он подарил какую-то светлую ностальгию по старому дореволюционному балету , и захватил совершенством поз, плавностью рисунка танца и идеальной работой хореографа и исполнителей .
 
  Татьяна 12.05.2018  
  Много лет не была на балете, и вот благодаря приглашению МАМТ им.Станиславского и Немировича-Данченко оказалась на балете «Сильфида» в качестве блогера.
«Сильфида» – абсолютный символ романтического балета. Музыку балета написал композитор Жан-Мадлен Шнейцхоффер, либреттистом был известный оперный тенор Адольф Нурри. Премьера спектакля состоялась 12 марта 1832 года в Гранд-Опера в Париже. Спектакль пользовался огромной популярностью и шел на сценах всех главных европейских столиц, включая Санкт-Петербург.
Прошло более века, и французский балетмейстер Пьер Лакотт осуществил реконструкцию «Сильфиды», опираясь на свидетельства современников, рисунки, гравюры и архивные материалы XIX века. Таким образом, зрители МАМТа получили возможность посмотреть на балет, каким он был в давно ушедшую эпоху, в начале XIX века, когда его зрителями, быть может, были А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов.
Занавес поднялся, и мы сразу перенеслись в те романтические времена, когда балерины еще носили не современные торчащие балетные пачки, а скромные юбки ниже колен. Говорят, именно в «Сильфиде» известная балерина Мария Тальони впервые поднялась на пуанты. И неудивительно, ведь Сильфида – пленительный дух воздуха – воздушное существо, попирающее законы притяжения земли.
Сюжет балета основан на фантастической новелле французского писателя Шарля Нодье "Трильби" (1822). По сюжету Сильфида является молодому шотландскому крестьянину Джеймсу накануне его свадьбы с девушкой Эффи. Она порхает вокруг дремлющего у камина Джеймса и будит его поцелуем.
Эрика Микиртичева, танцующая партию Сильфиды, действительно кажется сверхъестественным существом, неподвластным законам притяжения земли. Она порхает по сцене, взлетает в высоком прыжке, лёгкая и грациозная, как пёрышко.
Далее по сюжету жители шотландской деревушки собираются на свадьбу Джеймса (Дмитрий Соболевский) и Эффи (Валерия Муханова). И здесь зрители МАМТа могут всласть полюбоваться на яркие народные шотландские костюмы – клетчатые юбки и килты. Шотландские юноши и девушки танцуют, парами и по отдельности. Особенно впечатлил танец мужчин. Всё-таки в шотландских килтах есть что-то завораживающее, некая эротика, которая особенно ярко проявляется в танце.
На праздник является колдунья Мэдж (Алексей Любимов) и предсказывает Эффи совсем другого жениха – Гурна (Александр Селезнёв). Разгневанный предсказанием Джеймс прогоняет колдунью, и та уходит, затаив на него обиду.
Во время свадебного празднества вновь появляется влюбленная в Джеймса Сильфида. Ее не видит никто из гостей, только Джеймс. Особенно впечатляет танец втроём, когда Джеймс танцует сразу с Эффи и Сильфидой, успевая делать балетные поддержки той и другой, но гости и сама Эффи даже не подозревают о существовании Сильфиды.
В итоге Джеймс убегает в погоне за Сильфидой, свадьба расстраивается, и во втором действии балета зрители видят уже не деревенский дом, а дремучий горный лес. Колдунья Мэдж ворожит, склоняясь над кипящим котлом, а ее товарки кружатся вокруг в грозном танце. Сцена чем-то напоминает известную сцену с ведьмами из «Макбета». Мэдж заколдовывает шарф, с помощью которого Джеймс сможет пленить неуловимую Сильфиду.
Очень понравилась сцена с сильфидами в лесу. Здесь уже пригодились современные возможности театра – зрители увидели не просто нарисованный на заднике сцены лес, а масштабные и сложные декорации, почти не отличимые от настоящего леса. И балерины, изображающие сильфид, летали между деревьев леса вполне буквально, по-настоящему!
Всё это в сочетании с прекрасной живой музыкой, грациозными танцами стайки воздушных балерин-сильфид переносит зрителей в настоящую сказку, призрачную фантазию, заставляет на миг забыть о реальности. И пусть сказка имеет печальный конец – прекрасная Сильфида гибнет, когда Джеймс набрасывает на нее заколдованный шарф – в памяти зрителя остаётся впечатление чего-то прекрасного и неуловимого. А ведь за этим мы и ходим в театр – чтобы хоть на пару часов побывать в сказке! Искренне благодарю МАМТ им.Станиславского и Немировича-Данченко за этот прекрасный балет! Не зря зрители в конце спектакля устроили артистам настоящую овацию!
 
  Анюта 10.11.2015  
  Балет «Сильфида» (09 ноября) очень понравился. Музыка, постановка, декорации исполнители главных ролей и весь состав - все восхитительно! Легкая сказка позволяет отдохнуть и насладиться искусством. Рекомендую для просмотра.
 
  Юлия 15.12.2014  
  Этот балет, как я читала, реконструкция того самого балета больше 180 лет назад, когда балерина Мария Тальони впервые встала на пуанты. Зал был потрясен, как, почти не касаясь земли, нежная воздушная Сильфида порхает по сцене. Сильфида полюбила обычного мужчину, и тем самым подписала приговор и себе, и ему. Очаровывает, увлекает за собой в сказочный лес. Смотрите, водите детей - балет этого театра формирует музыкальный и художественный вкус. Да и просто душа отдыхает, улучшается настроение от прекрасной музыки и необыкновенной красоты на сцене.
 
  Ирина В. 16.05.2012  
  При постановке спектакля постарались все, кроме танцоров: прелестная музыка, великолепные декорации и свет, пасторальные пейзажи. Если бы к этому добавить качественную хореографию, я кричала бы браво громче всех..
 
  Зритель 20.01.2012  
  Ходили 19 января. Очень красиво, а второй акт - настоящая сказка. Очень красиво. И главная героиня и остальные сильфиды великолепны - настоящие сильфиды - воздушные, лёгкие, очаровательные. Тоже с удовольствием сходила бы еще раз.
 
  ирина 12.01.2012  
  Прелестно! Господа! Вам хочется сказки - получите! В прекрасных декорациях (классических) - прекрасное исполнение, великолепная музыка. Была на первом, был звездный состав, прима-балерина Мариинки и премьер Гамбурского театра. Хотя сведующие люди говорят, что исполнители из основной труппы на следующий день были совсем не хуже, а где-то даже лучше. Обязательно повторю, хотя билетов уже нет, к сожалению, даже на март.
 




информационная поддержка:
журнал "Театральная Афиша"
разработка и дизайн:
SFT Company, ©1998 - 2010