Театральная Афиша
реклама на сайте театральный клуб третий звонок рекомендуем спектакли ссылки журнал
Rambler's Top100


Театр им. А.С. Пушкина
Апрель 2024
пнвтсрчтптсбвс
2930     
Май 2024
пнвтсрчтптсбвс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

ЖАННА Д’АРК
Театр им. А.С. Пушкина
Зрительские отзывы

Просьба все замечания, касающиеся неточности в информации о спектакле, а также модерирования отзывов оставлять не здесь, а направить письмо администраторам сайта: afisha@teatr.ru

  Татьяна 06.07.2017  
  Грандиозные декорации, эффектные костюмы, сложные акробатические номера, экспрессивное общение героев посредством мимики и жеста делает спектакль очень необычным.
Страсть, боль, ненависть, вера и надежда воплощаются в искусной игре актёров. Средневековая музыка в сочетании с танцами, акробатикой и сильной энергетикой, которая волнами разливается по залу и создаёт особую атмосферу.
Спектакль очень масштабный.
Самой эффектной мне показалась финальная сцена.
Темные колпаки палачей, кроваво-красный подбой платья инквизитора, девственно чистый наряд Жанны.
И жертвенный костер в виде огромного красного полотна, который «льется» с колосников и ложится на сцену в течение нескольких минут, кажется бесконечным....
 
  Наталья 04.07.2017  
  Безмолвный, пластический, музыкальный спектакль «Жанна Д’Арк» в Театре Пушкина, в постановке Сергея Землянского оказал на меня завораживающее воздействие, я сразу «полетела». Такой Жанны – до сих пор не встречала, хотя видела её в разную и в достойных театрах. Во всех предыдущих спектаклях она была «героиней», «символом Франции». Всё это прекрасно и интересно.
Но - здесь была Жанна ещё и тёплая, из плоти и крови, отличающаяся от всех остальных – неземной лучистой светлой сущностью.

Сергей Землянский прибег к рискованному шагу. Взяв за основу «скелет» пьесы Бернарда Шоу «Святая Иоанна», он стёр всё! Не было Франции, не было Англии, не было французских королевских лилий и английских золотых львов на знамёнах, не было Столетней войны, никакой аутентичной средневековой детализации, ничего не было! И – отсутствовали слова, ибо они были бы определённо лишними в этой переполненной символами драматической истории. Фокус спектакля был наведён исключительно на Жанну, которая молча «разговаривала» с нами сложным хореографическим языком. Невольно оказываешься на месте глухонемого, который считывает сурдоперевод, возникающих перед глазами картин. Представьте себе только, как сложно, с «отключенным звуком» как в немом кино, донести до зрителя смысл каждой сцены! Какая максимальная выразительность движений, жестов, мимики должна быть у актёров, какая концентрация энергии во всём!

Сначала в спектакле доминирует двух цветность – чёрное и белое.
Белый цвет - это сама Жанна и тот Небесный посланник, Архангел Михаил или просто Ангел, с которым Жанна постоянно находится в невидимом диалоге. Этот образ не имеет имени и обозначен просто как «Голос» отчего смысловая нагрузка сцен общения Жанны с ним видоизменяется, авторитет главы небесного воинства не довлеет над сознанием зрителя, и мы видим перед собой отчётливую связь между земной девушкой и Небом, Светом. В эти мгновения, а они случаются у неё повсеместно, она буквально зависает в каком-то своём непонятном обыкновенному человеку пространстве. Логически невозможно объяснить, что происходит с ней в данный момент, но через какие-то включившиеся сенсоры даже сомневающийся интуитивно осознает присутствие божественной силы.

Голос (или Ангел, Эльмира Мирэль) сначала предстанет в белом облачении и с белыми крыльями. Ангел может неслышно следовать за Жанной по сцене, а может и высоко летать. В начале истории он белый, он даёт Жанне меч и крест - символы её жизненного предназначения, земной судьбы, как бы благословляя на военный подвиг. По ходу действия его лицо становится всё более печальным, потому что он знает, что ждёт Жанну – успех сменится опалой, жертвенная преданность обернётся предательством, короткая жизнь оборвётся в пламени костра… И вот он уже в чёрном, безмолвно и беспомощно отступает в тень, зная, что не в его власти изменить судьбу Девы… Белое перо, которым Жанну заставляют подписать клевету на себя, почему-то иногда кажется пером из его белого крыла…

Анастасия Панина – изумительная Жанна – одновременно земная и возвышенная, сильная и слабая, бунтарка и смиренно принимающая волю небес, дитя и мудрая опытная женщина. Как девочка она принимает меч из рук Посланника и играет с ним как с куклой. Как отважный воин она взбирается на крепостную стену. Как мать она прижимает к сердцу предавшего её короля Карла. Ей было всего 17, когда она возглавила французскую армию, одержала свою первую победу над англичанами и взяла Орлеан! Почему её принял дофин, почему за ней пошёл народ, почему ей подчинились солдаты? И Жанна-Панина убедительно показывает нам, как это стало возможным.

Чёрный цвет – всё остальное, все остальные. В архитектуре сценографии есть любопытная деталь – сверху опускаются несколько горизонтальных, параллельных, светящихся неоном трубок во всю длину сцены, которые режут тёмное пространство на части. Такое ощущение, что все остальные персонажи находятся в нижнем слое, неживом загробном мире, похожие на восставших из ада мертвецов, безжизненных восковых накрашенных кукол.
Костюмы французской знати, военных, англичан – нарочито, подчеркнуто не соответствуют эпохе. Что-то сарацинское виделось в их обликах и кривых саблях. Что-то сатанинское было в длинных железных «ухватах».
Флаги – чёрные, полупрозрачные, гигантские по размерам, шёлковые полотна, одинаковые у обоих противников, потому что участников той Столетней войны режиссёр не делит правых и неправых, война сама по себе несёт смерть, война это убийца живых и нерождённых. И остановить её, положить конец может только свет, светлая душа…

В первый раз мне было страшно на спектакле, дико некомфортно от накатывающего ужаса. Страшно от этой наступающей на Свет Темноты, от её подавляющей грубой безжалостной силы, от исходящих низких вибраций, от страшного дежа вю и безысходной предсказуемости.
Сначала я думала, что спектакль так и останется чёрно-белым, но ближе к финалу появился и красный – цвет крови, цвет зловещего Sanctum Officium, он же Инквизиция. И цвет пламени…

Спектакль бессловесный, но он не беззвучный! Музыкальный фон очень точный – оглушающий звон колоколов, режущий уши визг волынки, латинские песнопения, стилизованный под средневековье ритм, нагнетающий страх. Да и актёры тоже издают разные эмоциональные звуки на сцене.

Декорации впечатляют. Пространство сцены удивительным образом преображено, увеличено, раздвинуто во всех направлениях. Высоченные осадные лестницы, лестницы на цепях, неоновые трубки – все это даёт пространственный 3D эффект, являясь одновременно и орудиями штурма и тюремными решетками.

Сейчас очень многое хочется допонять, доосмыслить в спектакле.
Отношения Карла VII и Жанны – что между ними? Взаимная симпатия или всё-таки притяжение родства? Ведь по одной из версий Жанна Д’Арк не крестьянка, а незаконнорожденная принцесса королевских кровей и сводная сестра будущего короля.
Зелёное яблоко, которое Жанна получает от Бодрикура (Александр Дмитриев) – свежий, только что сорванный с ветки плод, в руках у епископа Кошона (Александр Матросов) и дофина Карла (Владимир Моташнев) похоже на глоток воздуха в безвоздушом пространстве, на символ жизни в их царстве теней.
Архиепископ (Николай Кисличенко), который получил свои 30 серебряников за предательство Жанны, вдруг осознает её святую чистоту и пытается отказаться, не брать грех на душу.
Сцена пленения Жанны при попытке освободить Компьень от осаждавших его бургундских войск наиболее зрелищна. Маленькая Дева на огромном коне в металлических доспехах, парящая высоко в воздухе, в потоке белого света, находящаяся в трансе и оттого особенно беззащитная – захвачена предателями и передана англичанам.
Инквизитор (Владимир Григорьев) в кроваво-красном бархате с трясущейся по-стариковски головой и вроде бы мутным бессмысленным взглядом, полутруп, «карающая длань» Инквизиции, вынуждающий измученную пытками Жанну подписать бумагу и признать себя виновной в еретичестве, вдруг тоже внезапно светлеет взором и молодеет на глазах, понимая целомудренность девы перед ним, хоть и длится это всего лишь краткое мгновение.

Все эти сцены разве не заставляют нас задуматься о выборе в дне сегодняшнем?
Финал драматической истории Жанны Д’Арк общеизвестный, но в спектакле он абсолютно лишен какого-либо отчаянного вызова, болезненной скорби, а напротив погружает зрителя в спокойное безмолвие сродни трансу, когда слышишь только собственное дыхание и звук биения сердца. Знаете почему? – Он получился удивительно красивым, в нём есть надежда на высшую справедливость! Сверху на Жанну нежными волнами падает бесконечная полоса огненно-алого шелка. Я подумала, что когда он полностью упадет, то, наверное, фигура Жанны будет скрыта, исчезнет. Но этого не произошло.
Жанна вышла из-под пламени невредимой, стоит перед нами, идёт по сцене, как бы «над» лежащими на ней людьми, ведомая лучом света и – уходит в свет парящего Ангела…
Бессмертная Жанна, бессмертен её подвиг во славу своей страны и своего народа…

Режиссёр-хореограф - Сергей Землянский
Художник - Максим Обрезков
Композитор – Павел Акимкин
Свет - Александр Сиваев
 
  Ольга Сорокина 27.06.2017  
  Историю Орлеанской девы здесь рассказывают не с помощью привычного литературного текста, а прибегнув лишь к движению, пластической выразительности артистов и символичности жеста. В главной роли Анастасия Панина
Зрителю остаётся сделать лишь самую малость: выбрать день, купить билет и погрузиться в мир необычного, с первых же минут интригующего спектакля.
Возможен ли разговор без слов? А рассказ без слов возможен?
Конечно! Ведь в театре нет ничего невозможного!
Яркое доказательство тому спектакль "Жанна Д'Арк"

Ни одного слова не произносят герои, что не мешает происходящему на сцене быть понятным.
Более того, отсутствие слов даёт возможность уделить больше внимания музыке и обостряет зрение.
И вот уже ты ловишь себя на том, что с жадностью следишь за каждым движением, мимикой, стараясь не упустить даже лёгкие оттенки.
А ещё подробно рассматриваешь декорации, которых (о, благо!) не так уж и много. Сцена остаётся полупустой и погружена в полумрак.
И светлое пятно - это Жанна. Жанна, невольно притягивающая львиную долю внимания. Жанна, то беззащитная как воробышек, то по-мальчишески дерзкая, то словно котёнок, нуждающаяся в ласке, то раздираемая страхами и сомнениями, то несгибаемая в своей решительности.

Да. Я почти не замечала всех остальных, так притягивала меня к себе Жанна Анастасии Паниной.
И да. Ей удалось. Им всем удалось. Без единого слова сказать о многом.
Это был один непрекращающийся длинный танец, одно бесконечное движение.
И хоть мне периодически хотелось нажать на кнопку "стоп" и перемотать вперёд некоторые моменты (например, когда одно и то же движение повторялось больше трёх раз подряд), мне не менее часто хотелось перемотать всё назад, чтоб посмотреть какую-то из сцен ещё раз.

А финальная сцена и вовсе шарахнула меня наотмашь.
Я словно заворожённая наблюдала за этой живой огненной рекой то ли низвергающей с небе на голову бедной Жанны, то ли возносящей её на небеса.
И да, наверное, я, сама того не ведая, пришла на этот спектакль именно ради финала, чтоб просто увидеть ЭТО.
И я бы ещё раз десять хотела бы ЭТО увидеть.

Сходите в театр!
 
  Урзова Екатерина 27.06.2017  
  Сергей 3емлянский в театре имени Пушкина поставил пластическую драму «Жанна д'Арк» по мотивам пьесы Шоу «Святая Иоанна». Можно ли рассказать историю национальной героини Франции, не говоря ни слова? Наверное, можно. При желании и поваренную книгу станцевать можно. Получилось ли у режиссера сделать то, что он задумал? Несомненно! Сергей 3емлянский поставил интересный, яркий, завораживающий спектакль.

Вот только это не совсем история Жанны. Почему? Рассказывая о Жанне, надо в первую очередь иметь в виду религиозную составляющую. Это девушка, которая во имя Господа встала во главе французского войска чтобы изгнать захватчиков с родной земли. Она действовала не от себя лично, но - от имени Господа нашего. И девизом ее была фраза «Те, кто любят меня - за мной». И происходило все вышеописанное на французской земле, при французском дворе, с французским народом. Что мы видим в спектакле?
Совершенно неисторические костюмы, не имеющие отношения ни к XV веку, ни к Франции. На стенах нет распятия, герои не носят крестиков, персонажи ни разу не осеняют себя крестом. Два раза по сцене пронесли донельзя косое подобие распятия, периодически показывали даму, изображавшую, судя по программке, голоса святых, да один раз в музыке прозвучала Lacrimosa. И все. То есть, религиозная составляющая не очень очевидна. Дама в белом по идее может быть кем угодно, от королевы в траура, до матери мусульманского пророка, а других символов нет. Ладно, будем иметь в виду, что это не просто история Жанны, но - пьеса Шоу, который, как утверждают критики, делал упор не на мистику, но на рациональность и здравый смысл. Почитаем Шоу?

«Да, да, капитан. Не беспокойтесь, тут все в порядке. Мой господин - это Царь Небесный.»

«О нет, капитан! Господь милосерд, а святая Екатерина и святая Маргарита, которые каждый день разговаривают со мной...заступятся за вас. Вы попадете в рай; и ваше имя всегда будут вспоминать, как имя первого человека, который мне помог.»

«Монсеньор! Я только простая деревенская девушка, а на вас почиет благодать, и сам Господь Бог осенил вас своею славой! Но вы ведь не откажете мне в милости - коснуться меня рукой и дать мне свое благословение?»

«О, Боже, ты создал эту прекрасную землю, но когда же станет она достойна принять твоих святых? Доколе, о господи, доколе».

Анастасия Панина отлично сыграла то, что хотел режиссер. Эдакого Тома Сойера или, если иметь в виду страну, Гавроша в юбке. Или латах. Она носится по сцене, выделывает кульбиты, раздает тумаки врагам или товарищам. Но как же тогда «Те, кто любит меня, - за мной!»? Я правильно понимаю: Жанна ведет солдат в бой из-под палки? Не силой убеждения, а просто силой? То есть, сыграно прекрасно. Только вот сыгран совсем не тот характер. Шоу также не очень согласен с режиссером: «Я не удалец, я служанка Господня. Мой меч освящен Богом. Я нашла его в алтаре в церкви святой Екатерины, где Бог хранил его для меня. Я, может, ни одного удара не нанесу этим мечом, - мое сердце полно мужества, а не гнева. Я поведу, а твои солдаты пойдут за мной - вот и все, что я могу. Но это я должна сделать, и ты меня не остановишь.»

Переходим к Франции. Собственно, а как зритель может понять, что это Франция? Ах, в программке написано... Так вот, этого мало. А больше ничего французского в спектакле нет. Вообще, от слова «совсем». Уж самый известный символ королевской Франции – белая лилия, и того нет. Я понимаю, что «художник так увидел». Но то, что нам показали могло происходить где угодно и когда угодно, хоть в Древней Греции, хоть на Марсе. Такое вполне работает, если ставят философскую притчу, но тут — история вполне реальной героини. Ну, или иметь в виду Шоу — вполне реальный текст пьесы.

Вывод: спектакль небезынтересен. Режиссура прекрасная, сыграно хорошо. Очень понравились актерские работы Э. Мирэль (голоса) и Н. Кисличенко (инквизитор). Отдельные сцены гениальны (как усаживали на трон Дюнуа вместо Карла, процесс одевания инквизитора, или сожжение Жанны). Но, на мой взгляд, поставлено и сыграно совсем не в той тональности.

Очень рекомендую посмотреть спектакль тем, кто хотел бы увидеть как выглядит сцена без декораций и задников. Впечатляет. Вообще, оформление спектакля весьма на уровне. Одна тюрьма из лестниц чего стоит. Тут все в порядке.
 
  Надежда 26.06.2017  
  Хореографические или пластические спектакли сейчас весьма популярны в драматических театрах. Вокруг них ведутся споры, как их классифицировать и как называть. Для меня же хореографические спектакли, сыгранные драматическими актерами, являются именно драматическими, и в этом не оправдание недостатка «качества хореографической подготовки актеров», а сила спектаклей.
В спектакле «Жанна Д’Арк» театра им.Пушкина танец – не самое важное. Хотя на мой взгляд в спектакле много интересного и в танцевальной части. Вернее, танцы в этом спектакле весьма трюковые, их нельзя отнести именно к хореографии. Это изобретательные сценические движения, которые дают понимание сюжета и без чтения либретто. Танцевальные (или нетанцевальные, кому как угодно) движения наполнены театральной атрибутикой – копьями, железным (чуть ли не троянским) конем, лестницами, черно-белыми флагами, «ухватами». И в этой атрибутике также признаки именно драматического спектакля.

К сожалению, сидела на первом ряду и не смогла в полной мере оценить масштаб батальных сцен и сцены инквизиции, а они довольно эффектны с моей точки зрения.
И все же самая важная отличительная особенность спектакля состоит в актерской игре. Убрав одну из степеней актерской свободы (голос) режиссер не лишил актеров драматической выразительности, как это часто бывает в хореографических спектаклях. Правда, актеры в спектакле хоть и бессловесны, но не беззвучны, выход эмоций голосом время от времени выдается.

Анастасия Панина в роли Жанны открылась для меня как многогранная актриса, ей удалось передать все настроения и все этапы становления Орлеанской девы – от чувств наивной девушки, уверовавшей в свое призвание, до стойкости преданного воина, забывшей свою природу и фанатично идущего до конца… Актриса кажется совершенно бесстрашной – трюки, возможно, и кажутся простыми, но определенной актерской отваги и хорошей физической подготовки все же требовали.

Что касается музыки, о которой у меня были априорные опасения в виду предупреждений, то они, к счастью, не оправдались. Но тут надо признаться, что у меня весьма развито музыкальное любопытство и широк диапазон приемлемого (от радикального авангарда до шансона). Но все же музыка Павла Акимкина весьма образна и соответствует настроениям истории. Конечно, ей не достает симфонизма. Вернее, честнее будет сказать, что в ней почти нет симфонизма. Пожалуй, больше всего она мне напоминала электронную музыку (временами схожую с тёрнтейблизмом диджеев или мое восприятие такой музыки), но все же для меня музыка оказалась довольно интересной. Думаю, молодежи она еще больше нравится.

В целом мне спектакль понравился. Теперь на очереди у меня и другие постановки Сергея Землянского, но это уже в новом сезоне.
 
  Максим 23.06.2017  
  К сожаление не понравилось совершенно. Не первый раз на хореографический спектаклях с участиям драматических артистов: был и в театре Вахтангова, и в Ермоловском и в Гкбернском, но здесь как то ну совсем нет...даже не любимейшее произведение "Калигула" в Губерснком театре того же режиссера мне поазалось гораздо интереснее. 2 к сожалению
 
  Марина 11.12.2016  
  Это ШЕДЕВР!!! Этот трагический сюжет из истории средних веков воплощен на сцене такой великолепной пластикой актеров, таким потрясающе гармоничным сочетанием музыки и света, костюмов и декораций, что с первых тактов становится близок и понятен каждый жест, взгляд, ясна каждая сцена! Сильный эмоциональный эффект дополняет использование на сцене всего трех цветов - черного, белого и ... алого!
Жанна в исполнении Анастасии Паниной невероятно выразительна, с первых минут завораживает своей искренностью, обезоруживает каким-то внутренним светом и чистотой, держит весь спектакль, выворачивая душу, и даже с последним аккордом не отпускает...
Чудесная отточенная работа всех артистов поражает своим единением, слаженностью, тонким чувством друг друга!
Сергей Землянский поставил шедевр, каких в Москве сейчас очень мало. Огромное Вам СПАСИБО, вдохновения и творческих побед!
P.S. Обязательно смотреть всем думающим!
 
  Виталия 06.03.2016  
  Мне спектакль не понравился. Ни балет ни драма, ни рыба ни мясо, ни то ни се... Мне не хватило слов. Не зная сюжета (а я уверена, многие не знают), трудно понять, что происходит: кто хороший, кто плохой, кто враг, кто друг. Все в черном, все одинаковые.
Ну и мне не хватило танца. То, что было - скорее пластичное перемещение по сцене, чем хореографический спектакль. Я прекрасно знаю, на что способны С.Дмитриев и А. Ешкин... С их курсом из школы студии МХАТ работала Алла Сигалова, они не могут не уметь танцевать. Они прекрасно танцуют, они это делали чуть ли ни в каждом студенческом спектакле. Здесь же они больше ходили, высоко поднимая ноги и прямо держа спину... При таком вялом движении могли бы текст говорить, не задохнулись бы... И я бы, может, поняла, что происходит.
Ну и Жанна... Прости Господи, это была оголтелая мумия в памперсе (костюм виноват), а не национальная героиня Франции. Больше не буду ничего говорить, актриса старалась...
Мой совет будущим зрителям - читайте текст до спектакля. Это не Ревизор, которого все знают со школы и которого так же протанцевали в театре Ермоловой. Там все понятнее. Здесь чужая история, длительная война, жестокие отношения. Подготовьтесь. Очень жалею, что я этого не сделала, может, тогда все смотрелось бы с бОльшим интересом и пониманием...
 
  НатальяВР 24.12.2015  
  Мы были на спектакле в рамках "Ночи в театре", так что пришли, подготовившись. Всё равно пришлось перед началом спешно читать программку, чтобы понять, кто из артистов кого представляет.

Спектакль мощный, воздействует на зрителя всё: и свет, и звук, и пластика… Что-то от цирка было, что-то от балета, что-то от театра.

Есть выразительные зрительные находки, как, например, лестницы, костёр на сцене...

Порой артисты проделывали очень сложные трюки, и я заметила, что партнёры очень бережно и внимательно относятся друг к другу, подстраховывают. Уж не знаю, плюс это или минус, потому что от зрелища отвлекаешься на технические моменты.

Актриса Анастасия Панина играет волевую, боевую Жанну, которая командует целой армией мужчин, а сама такая хрупкая-хрупкая.

Во всё время спектакля мне было жаль Жанну. Если это тот эффект, которого хотел добиться режиссёр-хореограф С.Землянский, то он преуспел.
 
  лина 07.12.2015  
  Ну очень было СКУЧНО!!! Хотелось спать. Жанна Д АРК в моём представлении другая должна быть. Несоветую. Лучших идите на Даму с Камелиями
 
  Марина 02.11.2015  
  Добрый вечер! Когда покупала билеты, не обратила внимание, что спектакль без слов. Чувства после просмотра неоднозначны, с одной стороны спектакль захватывающий, музыка прекрасна, хореография на уровне, декорации интересные, но с другой стороны, сказать, что я в восторге не могу. Возможно потому, что спектакль без слов и все построено именно на хореографии и музыке. Тем не менее, мне кажется стоит посетить, чтобы составить свое мнение.
 




информационная поддержка:
журнал "Театральная Афиша"
разработка и дизайн:
SFT Company, ©1998 - 2010