

|
 |

Просьба все замечания, касающиеся неточности в информации о спектакле, а также модерирования отзывов оставлять не здесь, а направить письмо администраторам сайта: afisha@teatr.ru
Elizaveta Efremova |
02.07.2025 | |
Собираясь в театр «На Юго-западе» на спектакль «Мертвые души», я предвкушала встречу с каноническими образами, знакомыми со школьной скамьи. Николай Гоголь наградил помещиков города NN такими яркими чертами и характерами, что они так и просятся на экран или сцену. Да и текст Гоголя столь яркий, вкусный и образный, что слушать его из уст талантливых актеров – истинное наслаждение. Но, собираясь в театр «На Юго-Западе», я позабыла, куда собственно иду. У этого театра собственное, отличное от других лицо, собственный, выработанный десятилетиями стиль, собственный взгляд на классику. В общем, влипла, так влипла. До середины первого действия сидела и не понимала, что собственно происходит, а когда поняла и втянулась, тут тебе и антракт. Зато продолжение пошло на ура. Теперь жаль половины потерянного мною первого акта – сколько дополнительного удовольствия бы могла получить. Сценография, придуманная режиссером Михаилом Беляковичем, неожиданна даже для этого театра. Театральный круг, обычно встроенный в сцену, тут поднят почти на высоту взгляда зрителей первого ряда. В результате он превращается в колесо судьбы, которое накатывает на веселящихся и танцующих жителей провинциального города. Чичиков здесь не въезжает в город на бричке, он входит пешком, как Остап Бендер, но цели преследует иные. Нам рассказывают не историю про хитрого и ловкого авантюриста, задумавшего остроумную махинацию с умершими крепостными. В город NN входит каратель, для которого покупка мертвых душ лишь предлог, его цель – очерствевшие и умершие души помещиков. Он карает смертные грехи, которых, как известно, было семь. Мистика, столь присущая Николаю Гоголю, заполняет сцену от кулисы до кулисы, неотступно заползает в зал, окутывая впавших в оцепенение зрителей. Главный носитель мистической силы – Чичиков. Даже язык не поворачивается так его называть. Зато Антон Багиров в этой роли величественно спокоен и уверен в верности своей миссии. Невероятно прекрасны и исполнители ролей помещиков. Каждая роль здесь – абсолютный шедевр, каждый грех уникален, каждое наказание безусловно. Жаль лишь Коробочку (Ксения Ефремова) – ее душа очерствела, но не умерла, да и очерствела по воле судьбы и обстоятельств. Остальным помещикам назначена кара. По очереди в зал суда вызываются Ноздрев (Антон Белов), Собакевич (Максим Гигенин), Плюшкин (Андрей Санников), Манилов (Андрей Кудзин), да и сам Губернатор (эту роль режиссер оставил себе) не без греха. А в городе NN продолжаются балы, его жители беззаботно танцуют, не замечая присутствия карателя, не осознавая неотступность кары. Лишь слуга Чичикова Селифан (Артур Хачатрян) отпрашивается от места и уходит в монастырь замаливать грехи – свои и чужие.
| |
Елена |
26.01.2025 | |
Премьера состоялась в декабре, я же смогла увидеть спектакль только на этой неделе, и надо сказать, что в зале был не просто аншлаг - а переаншлаг :) Итак, "Мертвые души". Во первых строках моего письма... В общем, сначала считаю необходимым подчеркнуть, что эти "Мертвые души" - не Гоголь, а только "мистический триллер по мотивам поэмы", авторы тут - М. Белякович и П. Сурков. От знакомого всем со школьных лет произведения остались основные герои и вояж Чичикова для скупки мертвых душ. А вот что за души и что за герои, да и кто такой сам Чичиков - пока не посмотришь спектакль (или не прочтешь отзывы), не догадаешься. А теперь должна сказать, что я от спектакля в восторге, совершенно в натуральном восторге. Это на самом деле триллер, мистический, - и действительно, частенько смотреть просто жутковато. При этом у спектакля есть совершенно четкая, понятная и вместе с тем сложная основная мысль, актуальная во все времена, как и призыв к любви и добру. Хочется сказать крамольное - это даже лучше, чем было у Николая Васильевича. Здесь Чичиков так же объезжает помещиков, предлагая им продать мертвые души. Вот только нужны ему не абы какие души - а души самих помещиков, уже мертвые в живых людях, раздавленные, умерщвленные грехами людскими. Каждый герой тут представляет отдельный грех, семь помещиков - семь грехов. Но к ним позже... Интересен сам Чичиков, который здесь не ловкий махинатор, ищущий своей выгоды, а кто-то вроде Фауста, или падшего ангела, - некто, имеющий право и судить, и вершить суд, - но и сам блуждая в поисках света. Роль Чичикова потрясающе исполняет Антон Багиров - кажется, больше никого в этой роли и вообразить невозможно - так он сдержан и таинственно-благороден, столько страдания и знания в нем, и обаяние, конечно... В общем, смесь гремучая и завораживающая. А вот по-настоящему загадочный персонаж - слуга Чичикова, Селифан (Артур Хачатрян). Он то представляется этаким ловким слугой-пройдохой, вертлявым угодником, а то вдруг видишь в этом невысоком почти смешном человечке потерянную душу на пути к свету, правую руку собирателя душ, а то и самого Гоголя - недаром Селифан нет-нет, да и говорит словами Гоголя, цитируя "письма по поводу Мертвых душ". Ну и помещики, конечно: Собакевич - Гигенин Максим Ноздрев - Белов Антон Плюшкин - Санников Андрей Коробочка - Ефремова Ксения Манилов - Кудзин Андрей Губернатор - Белякович Михаил Тут эти грешники не только олицетворяли свой грех, но и уподоблялись какому-то животному. Честно говоря, не могу выделить, кто мне глянулся больше - с появлением каждого следующего казалось, что вот он-то самый-самый :) Наверное, ярче всех все же была Коробочка, по-настоящему жуткая в своих постоянных метаморфозах от страшной злобной жабы до несчастной женщины. На самом деле, я бы могла и поспорить по поводу того, заслуживает ли она участи, которую ей уготовил Чичиков, но... Очень запомнился манерный обольститель Манилов, плетущий свои сети и завлекающий в них прекрасных созданий. Прелесть как хорош, конечно :) Не буду сейчас про всех писать, тут у каждого своя история и свой образ, а пересказывать спектакль не хочется. Кроме основных героев на сцене почти постоянно присутствуют и "души", которые то представляются нам светским обществом, то - потусторонними, вызывающими жуть созданиями. И дело тут не только и не столько в гриме или костюмах (хотя и это тоже), сколько в какой-то нечеловеческой пластике. Хореограф и режиссер по пластике Артур Ощепков, кажется, сделал невозможное - без каких-то спецэффектов создал ту самую атмосферу мистического триллера. Режиссура и сценография Михаила Беляковича. Сценография достойна отдельного упоминания - в еще одном театре внезапно появляется "поворотный круг", только тут это еще и круг-трансформер, превращающийся в бальную залу, комнату наслаждений, жилище Коробочки или баню. Для меня лично было темновато - при всей красоте постановки света, его исчезающе мало. Это, с одной стороны, оправдано самой историей и яркий свет появляется только в самом конце, с другой - все же смотреть не очень комфортно, особенно если зрение не идеально. Резюмирую - спектакль великолепный, очень надеюсь прийти сюда еще раз! И рекомендую к просмотру, конечно. | |
|
 |

|