Театральная Афиша
реклама на сайте театральный клуб третий звонок рекомендуем спектакли ссылки журнал
Rambler's Top100




Новости Театральной Жизни

13.01.24 | Ушел из жизни Юрий Соломин

Гражданская панихида по Юрию Мефодьевичу Соломину состоится 15 января в 11 часов на Исторической сцене Малого театра. Юрий Соломин – художественный руководитель Малого театра, гениальный актер и талантливый режиссер, народный артист СССР ушел из жизни 11 января на 89-м году жизни.
После окончания Щепкинского училища Юрий Соломин в 1957 году был принят в труппу Малого театра, где проработал всю жизнь (более 66 лет) и сыграл на сцене этого театра 57 ролей, впервые прославившись после роли Хлестакова в «Ревизоре» Н. В. Гоголя. С 1980 года Соломин стал ставить в Малом театре спектакли как режиссер. В 1988-м Юрия Мефодьевича выбрали худруком Малого театра. которым мудро руководил, не обижая никого из артистов и сохраняя русскую культуру и психологический театр.
Киноработы Соломина известным всем кино и телезрителям. Он прославился на весь Советский Союз еще в 1969 году, сыграв разведчика капитана Кольцова в фильме Евгения Ташкова «Адъютант его превосходительства». Среди киноработ актера роль инженера Ивана Телегина в многосерийном фильме «Хождение по мукам» по роману А. Толстого и главная роль в оскароносной советско-японской картине «Дерсу Узала» Акиры Куросавы. В 90-х он чаще всего снимался в телеверсиях спектаклей Малого театра. В 2000-х сыграл в «Московской саге», фильмах «Чайка», «Исаев», «Точка кипения» и других. Соломин был не только ведущим артистом Малого театра, но и педагогом, воспитавшим целую плеяду талантливых учеников.
«Аристократичный облик сочетался у него с истинным душевным благородством. Недаром любимым драматургом Соломина был Чехов, для которого любая несправедливость становилась личной болью. Юрий Мефодьевич – один из последних рыцарей театра. Десятилетиями Соломин отстаивал лучшие традиции русского психологического искусства, и если оно ещё не погибло, во многом это заслуга нашего худрука.
Известно, что актёр театра и актёр кино – две разные профессии. Соломин состоялся в обеих. И две Государственные премии, которыми отмечено его творчество, лишнее тому доказательство: одна была получена за роль Павла Андреевича Кольцова, другая – за Павла Афанасьевича Фамусова», – говорится на сайте Малого театра.
Он был великим человеком, целиком отдавшим себя культуре и творчеству. С его уходом из жизни ушел громадный пласт культуры.
Юрия Мефодьевича Соломина похоронят на Троекуровском кладбище, сказала директор Малого театра Тамара Анатольевна Михайлова.

Театральная Афиша Столицы  
21.10.23 | Голливудский финал

Ф. ЛЕГАР
«Веселая вдова»

В этой «Веселой вдове» классическая оперетта встретилась с немой фильмой: режиссер Алексей Франдетти перенес действие спектакля из светских салонов Парижа в добрый старый Голливуд, где экранизируют оперетту Легара. Музыка не отличается от привычной классической версии, изменились только сюжет и тексты. Модная сейчас модернизация пошла спектаклю на пользу: следить за интригами продюсеров двух кинокомпаний гораздо интереснее, чем за попытками дипломатов срочно выдать вдову банкира из Понтеведро замуж за кого-нибудь из понтеведрийцев (как в оригинале), чтобы капитал не уплыл за рубеж.
Автор нового либретто и стихов Константин Рубинский превратил графиню Ганну Главари в кинозвезду Габриэллу Гловер (Ольга Козлова), вдову голливудского киномагната. Боясь, как бы она не разорвала контракт со студией «Арчи Пикчерз» продюсер Арчибальд Зепп (Михаил Беспалов) придумывает хитрый план. В первой звуковой киноверсии «Веселой вдовы» на роль графа Данилы назначен бывший возлюбленный Габриеллы Дэниэл Даймонд (Павел Иванов) – голливудская звезда, выходящая в тираж из-за пристрастия к алкоголю и «не всегда бесплатным» девочкам из клуба MAXIM's. Ему обещаны главные роли и высокие гонорары, за это нужно удержать Габриеллу в «Арчи Пикчерз». История былых взаимоотношений главных героев стала коротким немым фильмом.
Их характеры – живая иллюстрация поговорки «крайности сходятся». Дэниэл Павла Иванова – человек непредсказуемый и спонтанный, скользящий по поверхности жизни, не затрачивая усилий. Габриэлла Ольги Козловой привыкла обдумывать каждый свой шаг и всего добиваться своим трудом. Но прежние чувства не исчезли, и между героями на сцене возникает особая «химия».
Художник Максим Обрезков выстроил голливудские ангары, которые световая партитура и видео превращают в идеальную съемочную площадку, уютный интерьер или рамку для виртуозно выстроенных Франдетти мизансцен. Роскошные костюмы Виктории Севрюковой отсылают к «золотому веку» кино, в клубе Maxim’s лихо танцуют канкан. Дирижер Константин Хватынец наполняет партитуру Легара энергией и драйвом: ансамбль «Ради женщин» в его интерпретации переходит в симфоджаз. Финал спектакля будет абсолютно не таким как у Легара благодаря одному из героев - начинающему сценаристу Стиви с говорящей фамилией Спилберг.

ЛИБРЕТТО И СТИХИ: К. РУБИНСКИЙ.
РЕЖИССЕР-ПОСТАНОВЩИК: А. ФРАНДЕТТИ.
БАЛЕТМЕЙСТЕР: И. КАШУБА.
ХУДОЖНИК: М. ОБРЕЗКОВ.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ: К. ХВАТЫНЕЦ.
ХУДОЖНИК ПО КОСТЮМАМ: В. СЕВРЮКОВА.

Ольга Романцова   
24.08.23 | Театр им. Вл. Маяковского открыл 101-й сезон

23 августа в Театре им. Вл. Маяковского состоялся сбор труппы, открывший 101-й сезон. Художественный руководитель театра Егор Перегудов рассказал коллективу и журналистам о планах на сезон 2023/2024. В октябре Перегудов планирует показать на Основной сцене театра премьеру спектакля «Лес» по пьесе Островского, приуроченную к 200-летию со дня рождения драматурга и 100-летию премьеры легендарной постановки этой пьесы Мейерхольдом. По словам художественного руководителя театра, он использовал в этой работе принципы биомеханики.
По 9 сентября спектакли театра будут играть только нп Сцене на Сретенке. Основная сцена откроется 10 сентября, постановкой «Любовь по Маркесу», приуроченной к юбилею Игоря Матвеевича Костолевского.
Первой премьерой сезона станет «Мера за меру» Шекспира режиссера Александра Золотовицкого на Малой сцене театра, родившаяся из эскиза в рамках «Лаборатории игрового театра». Премьера второго спектакля, возникшего в рамках той же лаборатории – «Виндзорские насмешницы» Шекспира в постановке Владимира Даная запланирована на март 2024 года на Сцене на Сретенке.
Первой премьерой в этом пространстве станет спектакль Евгения Закирова «Палата № 6» по одноимённой повести Чехова, на декабрь намечена премьера постановки кинорежиссера Сергея Урсуляка – «Другая сказка» Е. Шварца,
В планах театра премьеры семейного спектакля «Багдадский вор и чёрная магия» на музыку Д. Тухманова и стихи Ю. Энтина в постановке Егора Перегудова, «Симон» по одноимённой книге Н. Абгарян (режиссер Денис Хуснияров) и экспериментальной постановки Пётра Айду «Сны русской литературы».
На Сцена на Сретенке весь сезон будет идти программа современного театра для подростков и молодежи (куратор – режиссер Дмитрий Крестьянкин), которая завершится премьерой его спектакля «2007 год» в жанре «рок-концерта».
В новом сезоне начнутся репетиции спектаклей «Евгений Онегин» Егора Перегудова (Основная сцена) и «Дядя Ваня» Юрия Иоффе (Малая сцена).

Театральная Афиша Столицы  
24.08.23 | Театр «Et Cetera» п/р А. Калягина открыл 31-й театральный сезон

24 августа в Театре «Et Cetera» п/р А. Калягина состоялся сбор труппы, открывший новый, 31-й, театральный сезон. В октябре режиссер Григорий Дитятковский, поставивший в «Et Cetera» спектакль «Сердце не камень», идущий с большим успехом, в новом сезоне начнет на Большой сцене репетиции новой постановки по пьесе Ж.-Б. Мольера «Любовная досада». Молодой режиссер Ичень Лю, родом из Китая, продолжит репетиции пьесы «Чайная» Лао Шэ. Александр Калягин планирует начать работать над спектаклем «Сказки мира».
«Это сказки. Хотел необычное зрелище, «Сказки народов мира», где и мамы, папы, и сами дети были бы на одной волне «наива», простоты, изумления, смеха, обожания, с радостью на глазах», – сказал он журналистам.
Калягин считает, что в нынешней ситуации театры должны ставить современные тексты, напомнил, что Театр на Таганке, «Современник» и «Ленком Марка Захарова» возникли благодаря постановкам «хороших современных пьес с современным взглядом». «Это важно и для нас, и для вашего открытия, и для зрителей, они ждут этого отклика», – отметил Александр Александрович.
Он поздравил актрис Ольгу Белову и Марину Чуракову с присуждением звания «Заслуженная артистка РФ»; народную артистку РФ Людмилу Дмитриеву, которой был вручен орден «За заслуги в культуре и искусстве». А также заместителя художественного руководителя по экономике Надежду Зенкевич и заведующего декорационно-монтировочным цехом Сергея Беляева, награжденных медалями «За труды в культуре и искусстве».
В сентябре в рамках программы «Большие гастроли» Театр «Et Cetera» сыграет в Магадане спектакль «Лодочник» А. Яблонской и в Петропавловске-Камчатском «Три плюс кот» Е. Шестакова, «В зоне доступа» П. Бабушкиной, «Стакан воды» Э. Скриба. Спектакль «Утро туманное» станет участником театрального фестиваля «Театральное Прихоперье», который проходит с 9 по 17 сентября в городе Балашов.

Театральная Афиша Столицы  
10.08.23 | Ушла из жизни Вера Васильева

9 августа ушла из жизни великая актриса Вера Кузьминична Васильева. Ей было 97 лет. Прощание с Верой Кузьминичной состоится на Основной сцене Театра сатиры (Триумфальная площадь, 2с1) 12 августа 2023 года с 11 до 13 часов, гражданская панихида – с 12 часов.
Вера Кузьминична дебютировала в кино еще студенткой театрального училища, сыграв круглолицую и обаятельную Настеньку в фильме И. Пырьева «Сказание о земле Сибирской», который стал классикой мирового кинематографа, и была награждена за эту роль Сталинской премией III степени. В ее фильмографии более 80 ролей. В 1948 Васильева пришла в Театр Сатиры, где проработала 75 лет и сыграла более 60 ролей, среди них графиня Альмавива в легендарном спектакле «Женитьба Фигаро». Когда она появлялась на экране или не театральной сцене, верилось, что именно так Васильева и выглядит в жизни. И ничего не играет, а просто живет, причем мизансцены придумал вовсе не режиссер, а она сама. Вера Кузьминична была верна театру до конца: в сезон 2022/2023 выходила на сцену, играя в спектаклях Театра Сатиры: «Таланты и поклонники», моноспектакле «Вера» и «Пиковой даме» Малого театра. Она замечательно пела и обладала литературным дарованием. Вера Кузьминична – автор трех мемуарных книг: «Продолжение души», «Золушка с Чистых прудов» и «Жизнь, похожая на сказку».
Порой она страдала от творческой невостребованности и говорила в интервью: «Когда мне не давали интересных ролей, мне хотелось плакать. Но я не плакала: я в жизни не умею плакать, хотя на сцене много плачу».
Вера Кузьминична любила жизнь, хотя в ее судьбе было немало сложностей. Но что бы ни происходило, актриса всегда она оставалась интеллигентной и доброжелательной. Все, кто работал с ней, и те, кому посчастливилось хотя бы раз в жизни с ней встречаться, запомнили ее лучезарную улыбку, ее поразительное обаяние и исходящее от нее ощущение внутренней гармонии.

Театральная Афиша Столицы  
10.08.23 | Ушла из жизни Юлия Борисова

8 августа на 99-м году ушла из жизни великая актриса Юлия Константиновна Борисова – Народная артистка СССР, Герой Труда, кавалер орденов «За заслуги перед Отечеством», лауреат Государственных премий и множества профессиональных наград. Она всю жизнь была верна единственному в ее жизни Театру имени Евгения Вахтангова, на сцене которого играла Принцессу Турандот, Валю в «Иркутской истории», Наташу в «Городе на заре», Гелену в «Варшавской мелодии», Настасью Филипповну в «Идиоте», Кручинину в «Без вины виноватых». И каждая роль становилась золотой станицей в истории отечественного и мирового театра. Любая из ее героинь была человеком чистой души. Нравственным, искренним и цельным. Ее боготворили зрители, ее обожали актеры-коллеги.
«Увидев на сцене Юлию Константиновну, ее было невозможно забыть. Уже тогда проявилось замечательное свойство ее таланта: когда Юлия Константиновна выходила на сцену, от нее нельзя было оторвать глаз. Не потому, что она была красива. В ее таланте есть необычайное внутреннее притяжение. Даже если на сцене два или три актера, глаз невольно останавливается на ней», – говорил о Юлии Борисовой замечательный актер Василий Лановой. А Михаил Ульянов сказал о Борисовой: «Она не просто звезда театра Вахтангова, она его великая планета».
Юлия Константиновна редко играла в кино. Но две из ее ролей – Настасья Филипповна в «Идиоте» и Александра Коллонтай в фильме «Посол Советского Союза» стали знаковыми и запомнились навсегда. Борисова не давала интервью, почти не принимала участия в телевизионных передачах. Смыслом ее жизни были семья и театр.
«Человек великого таланта, ума, чести и совести. Легендарная Принцесса Турандот. Так уходит эпоха <…> Она была и осталась единственной и незабвенной, великой, каждый вечер пленявшей зрителей, уводя их за собой в волшебный мир театра, где правда перепутана с вымыслом, где смеются и плачут, восхищаются и грустят. Уход Юлии Константиновны для всех нас трагедия, незаживающая рана, память навсегда! Склоняем головы и приносим глубокие соболезнования родным и близким Юлии Константиновны Борисовой», – говорится на сайте Вахтанговского театра.
Последней просьбой актрисы было, чтобы церемония прощания состоялась в кругу её семьи. Похоронят Юлию Борисову на Новодевичьем кладбище.

Театральная Афиша Столицы  
20.07.23 | Русский духовный театр «Глас» закрывает сезон спектаклем «Имя России – Александр Невский»

20 июля Русский духовный театр «ГЛАС» закрывает сезон спектаклем «Имя России – Александр Невский». Восемь веков отделяют нас от этого мудрого правителя. Тогда он сумел сохранить Русь, государственность, самостоятельность, православную веру – духовную опору народа. Сегодня и для нас наступили времена, события которых определят ход истории.
Приводим фрагмент рецензии, опубликованной в «Театральной афише столицы»: Продолжая свой уникальный цикл «Жизнь замечательных людей», театр поставил житие «За всю свою жизнь не проигравший ни одной битвы, Александр Невский был талантливым полководцем и дипломатом, заключив мир с сильным врагом, Золотой Ордой, и отразив нападение с Запада, защищая православие от католической экспансии. В нём видели родоначальника московских государей и великого покровителя православной церкви. А в 1543 году он был причислен к лику чудотворцев.
На сцене разворачивается старинное сказание, соединившее церковнославянские тексты и жанр движущихся фресок. Картины жития сменяют друг друга в строгой хронике, рисуя всю биографию этого великого воина. Жизнь его описывает Летописец (Александр Хохлов), молодой и горячий, бурно переживающий каждый поворот событий. Все эти фрески, то двигаясь, то застывая, то уступая место чтецам, проходят перед нами торжественно и величаво, открывая одну из страниц нашей истории».

Театральная Афиша Столицы  
03.07.23 | «Жизель Ботаническая» в МХТ им. А.П. Чехова

6 и 7 июля на Малой сцене МХТ имени А.П. Чехова состоится премьера спектакля «Жизель Ботаническая» Никиты Кобелева по произведениям Эдуарда Кочергина.
«Началась эта артельная история в великое коммунальное время сразу после Отечественной на Петроградской стороне, когда стала возрождаться уличная жизнь со всеми её узорами и чудо-юдами…»
Спектакль по прозе Эдуарда Кочергина – это калейдоскоп историй о «ботанических девушках», торгующих собой у Ботанического сада в послевоенном Ленинграде и сообща воспитывающих дочку погибшей товарки, воплощая в девочке-сироте собственные несбывшиеся мечты о лучшей, чистой, сказочной жизни…
Эдуард Кочергин – мэтр сценографии, вот уже более полувека главный художник петербургского БДТ. Но есть и другая ипостась Кочергина, не менее известная. Эдуард Степанович – автор семи книг, в которых он рассказывает о своей жизни, о профессии, о том, что видел и каких людей встречал, в том числе, в скитаниях, пережитых им в детстве. Ребёнок репрессированных родителей, в победном 1945-м в возрасте восьми лет он сбежал из детприемника в Омске и почти семь лет самостоятельно добирался в родной Ленинград. В основе спектакля «Жизель Ботаническая» — его рассказы об обитателях ленинградского «дна», полные сочувствия и щемящей нежности к искалеченным войной людям.
Никита Кобелев, режиссёр спектакля, уже работал с прозой Кочергина: в 2012 году он был автором радиопостановки по книге «Крещённые крестами». Художник спектакля Нана Абдрашитова.
В ролях: Светлана Колпакова, Ульяна Глушкова, Надежда Жарычева, Полина Романова, Ксения Теплова, Юлия Витрук, Софья Шидловская, Артём Соколов.

Театральная Афиша Столицы  
22.06.23 | Дмитрий Бертман разгадает секрет шедевра Масканьи

С 28 июня по 1 июля и с 5 по 8 июля в театре «Геликон-опера» состоится премьера знаменитой веристской оперы П. Масканьи «Сельская честь» в постановке художественного руководителя театра Дмитрия Бертмана. Эта опера впервые будет представлена на сцене «Геликона»
Одноактная опера «Сельская честь», положившая начало новому направлению оперного искусства, прославила своего автора и еще при жизни композитора покорила знаменитые сцены мира. В наше время на мировых сценах её ставят более 700 раз в год.
Музыка «Сельской чести», повествующей о любви и безумной страсти, ревности и измене, предательстве и раскаянии, восхищает красотой и мелодическим богатством. Темы из оперы звучат в кино, начиная с фильмов 1950-х годов до телесериалов 2000-х.
Секрет шедевра Масканьи берется разгадать режиссер Дмитрий Бертман: «Эта опера – одна из самых изумительных по красоте. Она задевает все струны человеческой души, потому что каждый из нас пережил и предательство, и измену. Мир стал очень жестоким, и иногда кажется, что история «Сельской чести» – уже атавизм, но ведь эта история происходит вне политики, вне контекста. Именно поэтому мы переносим действие спектакля в античный мир. Когда мы приезжаем, например, в Рим, мы видим в этих древних стенах вывески современных магазинов и толпы туристов. Это новая бизнес-цивилизация, которая наслаивается на древнюю. Многовековая история античного камня пришла к засилью брендов… Увы, маркетинг нынче вытеснил всё! Но мы расскажем о старомодных чувствах, которые очень редки сейчас, которые не подвластны маркетингу».
Для создания «Сельской чести» Дмитрий Бертман собрал блистательную команду творцов: это дирижер-постановщик Евгений Бражник, художник-постановщик Игорь Нежный, художник по костюмам Татьяна Тулубьева, художник по свету Дамир Исмагилов, хормейстер Евгений Ильин и хореограф Эдвальд Смирнов. Премьера состоится при поддержке Департамента культуры Москвы и Фонда развития социальных инициатив Юрия и Марины Шамара.

Театральная Афиша Столицы  
22.06.23 | Открытая репетиция Анатолия Васильева в МХТ

Уникальное событие состоится на Малой сцене МХТ имени Чехова 18 и 19 июня. Знаменитый режиссер Анатолий Васильев представит открытую репетицию рабочей версии своего спектакля по пьесе французского драматурга Бернар-Мари Кольтеса «Западная пристань».
«Западная пристань. Диалоги. Репетиция» – это возможность увидеть процесс создания постановки, работу актерской команды, в которую входят мхатовцы Дарья Мороз, Надежда Калеганова, Сергей Медведев, Николай Романов, Мухтар-Али Мурзин, а также приглашенные артисты Игорь Яцко и Лаура Пицхелаури. Показ включает в себя актерский тренинг и читки сцен пьесы.
В том, что Анатолий Васильев ставит сегодня в МХТ, есть особый смысл и закономерность жизненного сюжета. Именно в Художественном театре ученик Марии Кнебель и Андрея Попова делал свои первые профессиональные шаги. В 1973 году вместе с Олегом Ефремовым онпоставил спектакль «Соло для часов с боем» по пьесе Освальда Заградника, в котором играли выдающиеся мхатовцы Ольга Андровская, Михаил Яншин, Алексей Грибов, Виктор Станицын, Марк Прудкин. Позже, тоже совместно с Ефремовым, Васильев выпустил спектакль «Медная бабушка» Леонида Зорина, а также репетировал «Короля Лира» – эта работа не состоялась из-за смерти исполнителя главной роли Андрея Попова.
И вот теперь – «Западная пристань. Диалоги. Репетиция». Продолжительность показа – 6 часов с двумя антрактами, начало в 18.00.

Театральная Афиша Столицы  
31.05.23 | В поисках чудес

МОСКОВСКИЙ ТЕАТР КУКОЛ

«Синдбад-мореход»
Н. ПАХОМОВА ПО МОТИВАМ КНИГИ «ТЫСЯЧА И ОДНА НОЧЬ»

В этом сезоне Большой зал МТК стал пространством восточных сказок «Тысячи и одной ночи». Вслед за поэтическим «Аладдином» Амира Ерманова здесь появился «Синдбад-мореход» Натальи Пахомовой, решенный в жанре кукольного экшена.
Жанровое определение спектакля отражает суть: в «Синдбаде-мореходе» много фантастических существ, мало слов и почти нет открытого актерского присутствия — в большинстве случаев герои, кроме заглавного, появляются в масках.
При этом мир постановки отнюдь не красочный — создатели осознанно выбирают визуальное решение «из света и тканей»: для ищущего чудес Синдбада (Максим Данченков) и его спутников моря и острова в итоге та же пустыня. Но в ней встречаются изобретательно сделанные звери, птицы, рыбы и люди — необычные кук­лы, придуманные художником Никитой Нестеровым. «Племя мохнатых» — небольшие фигурки на костюмах артистов; пестрые рыбы — куклы-шапки; змеи, птицы, великаны — сложно управляемые многометровые объекты на сцене и за ее пределами.
Мужская компания из девяти артистов рассказывает лаконичную историю языком главных форм масскульта всех времен. Тут есть и сказочные эпические повторы, и уникальные для МТК сцены боя с летящими от ударов клинка искрами, и принципиально современная по звучанию музыка Никиты Ермакова с акцентом на гитару и ударные, и даже ироническое игровое существование в стиле комиксов и мультфильмов. По большому счету это и есть зрелищно-динамичный интерактивный комикс — с той разницей, что Синдбад, беззаботно погубивший в захватывающих приключениях всех своих смешных друзей, придет к серьезному по сути финалу. Как и положено герою сказки или боевика, он лишен особенной рефлексии, хотя и движет им желание избавиться от внутренней пустоты. Но удастся это только тогда, когда он встретит любовь — Зейнаб Прекрасную (Ангелина Данченкова) — единственную женщину в этом брутальном спектакле, ту, что ждала его из всех путешествий. Финалом становится вполне фольклорный, но и жизненный итог: настоящее чудо — подлинное чувство, а всякий долгий путь обретает смысл в момент возвращения. Если, конечно, обретает.

РЕЖИССЕР И АВТОР ИНСЦЕНИРОВКИ:
Н. ПАХОМОВА.
ХУДОЖНИК: Н. НЕСТЕРОВ.

Елена Алдашева  
31.05.23 | Удача и на болоте найдет

МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ТЕАТР КУКОЛ

«Царевна-лягушка»
П. ВАСИЛЬЕВ И Л. ФЕДОРОВА ПО РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКЕ

Самую известную русскую народную сказку нужно ставить в истинно русском духе. С этим вся постановочная команда театра справилась блестяще. На фоне красных ставень, сундуков и цветастых с узорами платков разворачивается стихотворно-песенное действо, полное юмора. Было у царя три сына, царство большое — наследники нужны, пришла пора жениться (да и сам любимый батюшка велел). Пустили сыновья стрелы из луков — куда стрела упадет, там и невеста.
Старшего царевича стрела на генеральский двор улетела: дочка у генерала худа, но с дисциплиной у нее порядок — вышколена. Среднего царевича — на купеческий двор: там невеста пышная да статная, словно медовая бочка. А младшему не повезло: угодила стрела на болото — к лягушке. Жить бы ему с позором и терпеть горькую судьбу, да пучеглазая супружница оказалась царевной и на все руки умелицей. А еще сбросит лягушачью кожу и пляшет — заглядишься. Жить бы да радоваться, но взял Иван да эту кожу и спалил. И идти ему теперь вызволять Василису из заточения у Кощея Бессмертного. Но Иван, конечно, вернет ее благодаря волшебным помощникам: щуке, медведю и Бабе-яге. Уж она, сметливая, чует, кому помочь надо — дорогу к злодею указать.
Этот спектакль полон самых разных звуков. Зрители слышат и шум волн, и стоны-уханье медведя в яме-ловушке, и тревожные звуки леса. Сизый туман стелется над лесной чащей, где только нечисть обитать может да нанизывать на рогатины головы неудачливых молодцев. Деревянная кукла Ивана вступает в диалог с персонажем-трансформером — избушкой на курьих ножках, из которой выглядывает смешливо-лукавое лицо Бабы-яги на длинной шее. Страшнее всех, разумеется, похититель Василисы — Кощей Бессмертный. У него и руки длиннющие, и череп преогромный, и вместо глаз красные огоньки горят. Но все-таки это спектакль для самых маленьких, и его создатели сделали все, чтобы малыши поняли: это просто сказка. А когда Кощея уничтожат, Василиса с Иваном счастливо возвращаются под родные ставни красные.

РЕЖИССЕР: Л. ФЕДОРОВА.
ХУДОЖНИК: А. ЗАПОРОЖСКИЙ.

Марина Абрамова  
31.05.23 | Опасные связи

ТЕАТР РОМАНА ВИКТЮКА

Г. ЗАПОЛЬСКАЯ
«Масенькие супружеские игры»

Режиссер Андрей Боровиков восстановил спектакль Романа Виктюка «Масенькие супружеские игры» по пьесе Габриэли Запольской «Козырь», бережно сохранив и режиссерский рисунок, и стилистические особенности Мастера: неизменную внешнюю артистичность монологов, легкую иронию диалогов и обнаженные торсы массовки. Сюжет спектакля частенько встречается в жизни.
Две супружеские пары проводят вместе лето в деревне. Для супругов Лулу (Людмила Погорелова) и Анатоля (Олег Исаев), проживших вместе много лет и хорошо усвоивших привычки и потребности друг друга, — это приятный отдых. Для их кузенов-молодоженов — беспечной Мушки (Анастасия Якушева), не понимающей прелестей сельских забот, и ее погрязшего в хозяйстве мужа Витольда (Игорь Неведров) — период сложных испытаний отношений на прочность. В условно-футуристическом оформлении сцены Владимира Боера нет и намека на сентиментальную идиллию. Небрежно брошенный матрас здесь можно воспринимать и как деревенский водоем, и как ложе для влюбленных, а надувные дельфины и крокодилы – знак того, что все происходящее всего лишь игра. Игру поддерживает и музыкальная круговерть спектакля с рефреном — веселой полечкой.
А началось все с провокационного замечания Лулу, что брак подобен карточной игре, в которой вы-
играет тот, у кого больше козырей. Взрослая пара блефует, молодежь идет ва-банк. Простодушная Мушка соблазняет Анатоля и сама влюбляется в него, но режиссер с беспечным изяществом подводит Мушку
к крушению иллюзий и развязке.
И вместо очарования пленительной женственности наружу прорываются капризы и безосновательные требования чувственных наслаждений от уже немолодого чужого мужа.
Соблазненный изысканно женственной красавицей Лулу, простак Витольд вдруг увидит в ней свой идеал, приняв женскую месть за материализацию собственных иллюзий. Для нее любовь — ритуал, видимо, многократно повторенный. У него — порыв души. Но нужны ли ей страсти? Ведь ни Лулу, ни Анатоль ничего в своей жизни менять не собираются. Они просто соберут вещи и как-то быстро сократят свой отпуск в деревне. Ставки в этой игре оказались для них слишком высоки.

ПОСТАНОВКА, РЕЖИССУРА И МУЗЫКАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ: Р. ВИКТЮК.
РЕЖИССЕР ВОССТАНОВЛЕНИЯ: А. БОРОВИКОВ.
ХУДОЖНИК-СЦЕНОГРАФ: В. БОЕР.

Нина Карпова  
31.05.23 | Свет, любовь и воздух

ТЕАТР ИМ. ВЛ. МАЯКОВСКОГО
«Любовь по Маркесу»

Егор Перегудов, недавно назначенный художественным руководителем Теат­ра имени Маяковского, выпустил второй спектакль. Сценическая фантазия по мотивам произведений Габриэля Гарсиа Маркеса затрагивает темы вечные и сиюминутные, заставляет размышлять об одиночестве, любви и непроходящей молодости. Журналист Габито отмечает свое 90-летие. Играющий его Игорь Костолевский поначалу выглядит как старик — прячется за морщинистой маской и седым париком, говорит приглушенно и слабо, ходит вяло.

Но в конце концов отказывается от возрастных примет, представая элегантным мужчиной во цвете лет. Габито говорит, что сам не чувствует старости, ее видят только со стороны. Солидная дата для него — повод задуматься не о немощи, а о том, что он еще на многое способен. Для воскресного номера газеты юбиляр пишет статью во славу старости, но получается текст о любви. «Люди заблуждаются, переставая влюбляться, когда стареют, не понимая, что стареют тогда, когда перестают влюбляться» — главная мысль сочинения маститого журналиста. Но сам он оберегал себя от постоянных чувств, предпочитая покупать любовь (программка указывает на 514 женщин в его жизни). А на склоне лет в сердце старца Габито, прозванного Печальным мудрецом, пробуждаются нежность и восхищение. Сильные переживания у постояльца борделя вызывает юная Дельгадина (Дарья Хорошилова) — угловатая девочка-подросток, и похоть уступает место целомудрию.
Пространство сцены огорожено стенами, похожими на огромные потемневшие от времени жалюзи. Их щели пропускают свет и воздух. Высятся колонны из книг, падающие от порыва ветра (художник Владимир Арефьев). Латиноамериканские мотивы оркестра «Картахена-де-индиас» провоцируют волнующие воспоминания. Танцуют стройные красавицы. Молодеет на глазах хитрая и невозмутимая хозяйка борделя Роса Кабаркас (Ольга Прокофьева играет ее смешно и ярко). Давняя любовница Габито Касильда Армента (Людмила Иванилова) кажется ангелом с невидимыми крыльями. И рискованные ситуации, сочиненные Маркесом, поднимаются до поэтических высот. Спектакль сыграют 10 сентября, в день рождения Игоря Костолевского.

СЦЕНИЧЕСКАЯ КОМПОЗИЦИЯ И РЕЖИССУРА: Е. ПЕРЕГУДОВ.
СЦЕНОГРАФИЯ И КОСТЮМЫ: В. АРЕФЬЕВ.

Елена Губайдуллина  
31.05.23 | На перекрестке судеб

ТЕАТР ИМ. ЕВГ. ВАХТАНГОВА
Л. ЗОРИН
«Варшавская мелодия»

На Симоновской сцене Вахтанговского театра играют дипломный спектакль студентов Щукинского института, поставленный Владимиром Ивановым. «Варшавская мелодия» («Перекресток») по двум пьесам Леонида Зорина — история невозможной любви в исполнении дуэта артистов, Полины Рафеевой и Ивана Захавы.

«Перекресток» — авторский сиквел той же истории, встреча героев спустя 30 лет. В спектакле Иванова он становится рамкой, началом и финалом; вся «Варшавская мелодия» — долгий флешбэк. Молодые артисты играют три возраста персонажей: пожилых, зрелых и совсем юных. И делают это не только на удивление точно, минуя соблазны типажности — возрастные, национальные и «ретро».
Ретро как такового здесь и нет, хотя действие прочно привязано ко времени: конец 40-х, конец 50-х, середина 90-х. Легкие намеки в аскетичном визуальном решении и стильных костюмах, но в смыслах и способе существования — все сегодняшнее. И заносящий сцену снег (видеопроекция) словно долетает в зрительный зал, бликами расходясь по кирпичным стенам. Но тем острее понимание невозможности чуда: противоположности притягиваются, и можно поверить в послевоенную любовь хрупкой гордой Гелены из Польши и спокойно-уверенного солдата победившей армии. Однако его непонимание ее страхов, трезвости и выстраданного жизнелюбия — свидетельство того, что «политика», увы, не только внешняя сила, безразличная к человеку, но и то, что живет в твоем собственном сознании. В финале, когда Гелена станет прямой, как струна, сохранив иронию, а Виктор — вальяжным и ворчливым, он произнесет страшный публицистический монолог о том, как в XXI веке «Россия еще пойдет спасать Европу». Гелена не ответит, это уже ни к чему. Эпикриз ясен. Неслучайно последние слова Гелена обрывает, произнеся с грустно-вопросительной улыбкой: «И все-таки он меня…» Любит? Любил? Или не узнал?..
И холодок, который пробегает от иных диалогов влюбленных, очевидно, приходит от актерского ощущения сегодняшнего дня. При всей органичности артисты сохраняют дистанцию между собой и героями во всех эпизодах. И наблюдать за этим удивительным приближением-осмыслением, проживанием-
игрой почти три часа по-хорошему неспешного, «несовременного» по ритму действия интересно весь спектакль.

СЦЕНИЧЕСКАЯ ВЕРСИЯ И ПОСТАНОВКА: В. ИВАНОВ.
СЦЕНОГРАФИЯ И КОСТЮМЫ: М. ОБРЕЗКОВ.

Елена Алдашева  
31.05.23 | Театр как образ жизни

МХТ ИМ. А.П. ЧЕХОВА
ПО А.И. КУПРИНУ

«Третий звонок, господа!»


В основе спектакля — рассказ Александра Куприна «На покое», повествующий о бывших актерах, доживающих свои дни в убогой богадельне. Но режиссер Кирилл Вытоптов избежал описанной Куприным депрессивной, гнетущей атмосферы мелочного, однообразного существования, заявив жанр постановки как «больничное кабаре». Палата с одинаковыми койками превращена в подмостки, подсвечиваемые огнями рампы (художник постановки Нана Абдрашитова).
Поодаль играет группа музыкантов, а молоденькая медсестра (Маргарита Якимова) оказывается эстрадной примадонной с немыслимыми перьями на голове.
Постояльцы приюта не унывают, каждый упрямо гнет свою линию. Бывший режиссер по прозвищу Дедушка (Виктор Кулюхин) не забывает о своей основной профессии, намереваясь поставить «Отелло». У комика на покое Михаленко (Александр Семчев) эта глобальная затея вызывает лишь циничную усмешку. Бывший скромный суфлер Стаканыч (Владимир Краснов) трудится не покладая рук уже совсем в другой сфере — плетет корзиночки на продажу. Тенор Лидин-Байдаров (Евгений Киндинов) с шармом поет куплеты и признается в незавидном опереточном прошлом.
Монологи, похожие на эффектные номера, бойкие репризы диалогов раскрывают неординарные судьбы. Самая яркая и громкая — у бывшего трагика Меркурия Ивановича Славянова-Райского (Станислав Любшин). Героя Станислава Любшина переполняет огромное чувство внутреннего достоинства. Меркурий Иванович и теперь ощущает себя кумиром толпы. В воспоминаниях ему одинаково дороги и его бескорыстная помощь людям, и поезд, остановленный поклонниками, и бедная герань, подаренная мальчишкой. Но ни бешеные гонорары, ни жизнь с размахом, ни тщеславная гордость законодателя мод не затмили его мечты о простом человеческом счастье. А самое главное в его жизни — вера, внушенная публике, о том, что лучшее впереди.
Служение искусству продолжается. Старики в бесформенных больничных халатах к финалу преображаются в подтянутых и стройных премьеров, облаченных в парадные фраки. Театр для них — не профессия, а образ жизни.

РЕЖИССЕР: К. ВЫТОПТОВ.
ХУДОЖНИК: Н. АБДРАШИТОВА.

Елена Губайдуллина  
26.05.23 | Выставка на Арбате к 200-летию Островского

27 мая в рамках всероссийской акции «Библионочь» на улица Арбат (напротив дома № 23) в 16 часов состоится торжественное открытие выставки, приуроченной к 200-летию писателя. Это новый выставочный проект, подготовленный к юбилею великого русского драматурга Александра Николаевича Островского Государственным академическим Малым театром совместно с Департаментом культуры города Москвы и Московской дирекцией массовых мероприятий.
В экспозиции будет представлена история постановок пьес А.Н. Островского на сцене Малого в афишах, программках, эскизах и фотографиях великих артистов, исполнявших роли в спектаклях. Стенды будут посвящены отдельным постановкам, среди которых есть те, что и сегодня в репертуаре театра: «Бедность не порок», «Правда – хорошо, а счастье лучше», «Женитьба Бальзаминова», «Бешеные деньги» и пр. Будут и другие, чья сценическая жизнь оказалась менее насыщенной, и на сцене Малого эти спектакли не появлялись уже давно, к примеру: «Василиса Мелентьева», «Без вины виноватые».
На фотографиях из фондов театра – артисты Малого, имена которых вошли в историю русской культуры: Игорь Ильинский, Борис Бабочкин, Михаил Жаров, Вера Пашенная, Елена Гоголева, Елена Шатрова, Александра Яблочкина, Элина Быстрицкая и др. Наряду с ними – актеры современного Малого, продолжающие традиции своих предшественников и создающие образы Островского в наши дни: это народные артисты России Василий Бочкарев, Людмила Полякова, Ирина Муравьева, Александр Коршунов, Евгения Глушенко, Людмила Титова, Светлана Аманова и др.
Фотоматериал сопровождается цитатами из пьес драматурга, иллюстрирующими уникальность его языка.
В церемонии открытия примут участие: руководитель Департамента культуры Москвы Александр Кибовский, заместитель художественного руководителя Малого театра Александра Соломина, руководитель музейно-информационного центра Малого театра Татьяна Крупенникова, народная артистка России Светлана Аманова, актеры Малого театра Любовь Ещенко и Владимир Тяптушкин.
Увидеть выставку на Арбате можно будет до 15 июня 2023 года.

Театральная Афиша Столицы  
17.05.23 | Открытие памятника Михаилу Глузу

23 мая в 12.00 на Востряковском (Южном) иудейском кладбище состоится открытие памятника Михаилу Семёновичу Глузу. (19.09.1951 - 8.07.2021). Советский и российский композитор, дирижёр, певец, общественный деятель, народный артист России, заслуженный деятель искусств РФСР, главный дирижёр, а затем художественный руководитель Камерного Еврейского Музыкального театра (1977-1989), основатель и генеральный директор Международного культурного центра им. С. Михоэлса (1989-2021), председатель Общественного совета Международного фонда поддержки культуры «Единство» (2001-2021), первый президент Федерации еврейских общин России (1999-2005). Член Союза композиторов РФ и Союза театральных деятелей РФ.
Руководитель более 90 международных и российских культурных программ, фестивалей и проектов, осуществленных на крупнейших площадках страны и мира. Таких, как: Московский Международный фестиваль искусств им. С. Михоэлса; Международный фестиваль искусств «Шолом Алейхем GALA»; Всероссийский общественно-культурный марафон «Мы снова вместе!»; Всероссийский общественно-культурный марафон «Москва за нами!», Международный антитеррористический общественно-культурный марафон «Да будет мир!»; Международный Марафон Победы; Всероссийский общественно-культурный марафон «Берегите Россию!»; Международные проекты «Культура без границ» и «Мужество помнить!» и др. Автор музыки к спектаклям, фильмам, балетам, песням. Блестящий мелодист и яркий исполнитель Михаил Глуз внес значительный вклад в многонациональную культуру России, укрепление межнациональных связей и международного культурного сотрудничества. Кавалер Орденов «За заслуги перед Отечеством», «Почета», других государственных и общественных наград.
Памятник установлен на средства друзей, членов Комитета по увековечению памяти М.С. Глуза, Международного театрального фонда им. Е.П. Леонова, при содействии Федерации Еврейских Общин России.

Театральная Афиша Столицы  
17.05.23 | Актеры театра «Et Cetera» посадят вишневую аллею

18 мая актеры Московского театра «Et Cetera» во главе с художественным руководителем Александром Калягиным посадят вишневую аллею «Et Cetera» в Парке имени Ю.М. Лужкова.
В свой 30-й юбилейный сезон театр «Et Cetera» активно принимает участие во многих культурных мероприятиях. Одну из своих юбилейных акций мы хотели бы посвятить теме озеленения и благоустройства города Москвы.
В рамках этой инициативы актеры и сотрудники театра примут участие в посадке 30 деревьев и создании вишневой аллеи Театра «Et Cetera» в одном из молодых парков культуры города Москвы – Парке имени Юрия Лужкова.
Данная акция проводится при поддержке «Объединенной дирекции по развитию парков культуры и отдыха города Москвы», Государственного музея-заповедника «Кузьминки-Люблино» и Садового центра «ЦентроСад».

Театральная Афиша Столицы  
17.05.23 | Конкурс молодых кинематографистов «Прилёт Чайки» к юбилею МХТ им. А.П. Чехова

13 мая на Новой сцене МХТ имени А.П. Чехова состоялась неформальная церемония награждения участников конкурса короткометражного кино «Прилёт Чайки». Этот проект – часть программы празднования 125-летнего юбилея Московского Художественного театра, который отмечается в 2023 году.
Ведущими вечера стали очаровательные 5-летние Арина и Алиса, представившие 10 роликов-финалистов (в конкурсе приняло участие 48 фильмов). Хронометраж каждого из них – 125 секунд.
Конкурс «Прилёт Чайки» направлен на освещение деятельности молодых кинематографистов и оказание им поддержки, а также на исследование взаимодействия театра и кинематографа. В конкурсе приняли участие студенты и выпускники ВГИКа и московских киношкол – Школы кино и телевидения «Индустрия», Московской школы кино, Московской школы нового кино.
Участникам было предложено снять работу на тему «прилёта чайки» – символа Художественного театра, украшающего его занавес, его эмблемы. «Когда-то кинематограф начинался с прибытия поезда, Художественный театр с прилета чайки. Что это за чайка? Откуда она летела и куда следовала?» – так сформулировал тему Константин Хабенский.
Членами жюри стали художественный руководитель МХТ имени А.П. Чехова Константин Хабенский, актёры МХТ имени А.П. Чехова Станислав Любшин, Михаил Пореченков, Игорь Верник, Дарья Мороз, Ирина Пегова, Станислав Дужников, Виктор Хориняк. Почётный член жюри – режиссёр, сценарист, продюсер Карен Шахназаров.
Гран-при конкурса завоевал фильм «Чайка вернулась» режиссёра Ирины Прохоровой (Школа кино и телевидения Фёдора Бондарчука «Индустрия»).
Приз победителю – съёмка короткометражного фильма по сценарию Вл.И. Немировича-Данченко «Зверёк» при поддержке партнера конкурса цифрового видеосервиса Wink и художественного руководства МХТ имени А.П. Чехова.

Театральная Афиша Столицы  
в началоназадНовости Театральной Жизни 1 - 20 из 1515 вперед




искать
информационная поддержка:
журнал "Театральная Афиша"
разработка и дизайн:
SFT Company, ©1998 - 2005