|
Э.Богалейша
04.03.2001 Андрей Житинкин: "Я даже во сне ставлю спектакли"
Каждая преуспевающая творческая личность неизменно сталкивается с обратной стороной успеха. Заслуженный артист России Андрей Житинкин - режиссер, вызывающий вокруг себя самые разные споры в театральном обществе.
- На что вы делаете ставку, приступая к постановке спектакля?
- Почему в финале спектакля "Милый друг" вы наказываете героя? Ведь смысл романа, как мне кажется, в том, что такие люди, как Жорж Дюруа, безнаказанно существуют, ломая другим судьбы. - Это не прямое наказание - это момент иллюзии для зрителя, потому что Мопассан бросил роман, настолько ему надоел его герой. Он оборвал роман на трех точках, что дает возможность нам сейчас, в конце ХХ века, пофантазировать, что дальше могло быть. Мне в финале очень хотелось, чтобы зритель все равно уходил бы с ощущением того, что возмездие возможно и при жизни. Я очень часто пользуюсь формулой Льва Толстого: "Можно как угодно нагнетать безнравственную ситуацию, если в финале есть нравственный выход". Тот ужас, который происходит в стране, заставляет меня иначе относиться к зрителю. Если вы помните Библию, самый большой грех - это уныние. Вот в состоянии уныния я не могу оставить зрителя. - Продолжая тему высказываний из Библии, хочу здесь спросить о вашей книге стихов "99". В одном из стихотворений есть такие строки: "Ведь нет на свете прегрешенья страшней, чем ближнего любить". А вторая заповедь гласит: "Возлюби ближнего..." - Вопрос очень сложный. Это то, что во все века раздражало, волновало и так далее. Вот до сих пор никто не может понять, почему искусство и мораль - две вещи несовместные. Я знаю некоторое количество безнравственных актеров, подлых по своей натуре, которые очень часто играют героев на сцене, проповедуют нравственные постулаты, и всегда этому удивляются. Было время, когда за Госпремии что только со сцены не несли, ложь была во всем... Я иногда своими спектаклями раздражаю обывателя и заставляю его подумать о том, что еще не факт, что ты прожил свою жизнь счастливо, если в ней не было потрясений. Своими спектаклями я заставляю задуматься обывателя, в чем порок, в чем счастье. Как говорил Чехов: "Люди пьют, носят пиджаки, но это же не смысл жизни!" Наверное, для Чехова смысл жизни был в том, что у него было в каждой пьесе - семь пудов любви... - А в вашей жизни любовь какое место занимает? - Если говорить обо мне лично... У меня мозги ужасно устроены, я даже во сне ставлю спектакли. В каждом из моих спектаклей есть кусочек сна. У меня даже под подушкой блокнотик с карандашом на веревочке, потому что я боюсь что-то забыть. Иногда возникает какая-то мизансцена и, если я в бреду, вполглаза не запишу, то утром, проснувшись, никогда о ней не вспомню. Я безумно серьезно отношусь к тому, что делаю. Я себе подарил сладкую каторгу, ведь можно только разрешить себе: "Я буду заниматься искусством", но это ничего не значит по сравнению с уровнем тех мучений, когда ты этим начинаешь заниматься всерьез. Театр - это как наркотик, любовь - как наркотик. В данном случае у меня вот так все переплетается, театр и любовь для меня взаимосвязаны. Без любви никуда... - Поговаривают, что образ героя в искусстве потерян, так ли это? - Какое поколение, такой и герой. Если герой потерян, значит - потерянное поколение. Театр очень точно реагирует на то, что происходит в стране. Так что киллер - это тоже герой своего времени. Не знаю, кому сейчас подражать. Разбойникам ведь тоже подражали, Робин Гуду, например, хотя он тоже вешал и резал людей. Зло распознать очень тяжело, оно может быть обаятельным. - Кого из драматургов вы могли бы назвать своим автором? - Уильямса, Камю, Чехова. Островского, к сожалению, нет. - Насколько духовна сегодняшняя публика? - Одно время мне казалось, что катастрофа! Когда я видел тинэйджеров с пивными банками, которых по обязаловке привела учительница, сидящая в буфете и пьющая коньяк, у меня было тоскливое ощущение. Сегодняшних подростков нужно заинтересовать! Они, которые сидят в Интернете, в ночных клубах; они, которые без конца щелкают с канала на канал потому, что им мгновенно становится скучно... Я прекрасно это понимаю, поэтому всегда "упаковываю" в яркую форму самое серьезное, чтобы человек визуально зацепился и потом попытался разобраться. Это помогает - они слушают. Я рад, что новое поколение не изменило театру, хотя сейчас столько соблазнов! Они мне дороги, так как у сегодняшней молодежи нет авторитетов и поклонения перед как бы "бывшими звездами" - это мне внушает оптимизм. - В чем сила режиссера? - Галина Волчек как-то сказала, что должна быть воля. Она ведь кричит на репетициях! Однажды в актера бросила пепельницу! Я так не могу. Можно добиться, наверное, этим каких-то результатов, но акт насилия или эмоционального терроризма - это не для меня. Этим пользуются режиссеры в кино. Им главное - отснять нужный кадр, а то, что актер потом в психушку попал, это их не волнует! - Ваше кредо? - Все актеры знают, что единственный режиссер, у которого всегда можно отпроситься, - это я. Я никогда не работаю с актерами по приказу, поэтому мое кредо - не уговаривать актеров работать с мной. источник: "Театральная Афиша"
|
Cannot #EXEC file due to lack of EXECUTE permission |