Error processing SSI file


Татьяна Петренко
19.11.2004

Галина Беляева: Если тебе не делают замечаний, значит, без тебя могут обойтись

Лебедь Сен-Санса, которого танцевала десятилетняя девочка Галя Беляева, не умер. Он расправил крылья и отправился в полёт, увлекая её за собой в неизведанное путешествие под названием судьба. Через шесть лет она закружится в вихре трепетного вальса и останется в сердцах зрителей по-детски трогательной и по-женски красивой Оленькой, в которую были влюблены герои фильма "Мой ласковый и нежный зверь", а за ними и многие представители сильной половины человечества нашей страны. Тот вальс изменил всё, сделав крутой поворот в её жизни.

Галя Беляева мечтала о балете с детства. Семья из Иркутска, где она родилась, уехала на строительство Невынномысской ГРЭС. Снимали комнату с земляным полом, застеленным чёрными листами, пропитанными смолой, которыми покрывали крыши. В соседней комнате у хозяйки трёхлетняя девочка увидела по телевизору балет. Под прекрасную музыку балерины в белоснежных пачках, казалось, парили над сценой. Это завораживающее волшебство покорило её воображение, захотелось танцевать так же, как они. Мама отвела пятилетнюю дочь в детскую студию при ДК химиков. Педагог Фёдор Леонтьевич сразу обратил внимание на пластичную способную девочку. Специально для неё он поставил "Умирающего лебедя" Сен-Санса. Номер пользовался успехом, и ни один концерт в Доме культуры не проходил без выступления Гали Беляевой. В городе хореографического училища не было, и она ездила поступать в Москву, Ленинград. Поступила в Воронеже. Так в двенадцать лет началась её самостоятельная жизнь.

- Училище располагалось на улице Коммунаров, и все иногородние снимали комнаты на этой же улице. Женщина, у которой жила я, за год до этого потеряла мужа и очень тосковала. Она стала для меня второй мамой. Когда старенький дом снесли и тётя Шура получила квартиру в новостройке, я переехала вместе с ней. До училища стало долго добираться. Я вставала под гимн, в шесть утра.

- Приехав в Москву на съёмки фильма Эмиля Лотяну "Мой ласковый и нежный зверь", вы снова должны были снимать квартиру?

- Вначале я жила в гостинице напротив Мосфильма. Во время съёмок я встретила свою первую любовь, и когда работа над фильмом закончилась, мы с Эмилем Владимировичем решили пожениться.

- Галина, почему вы выбрали Театральное училище имени Щукина, а не ВГИК?

- Я любила сцену, знала её, чувствовала зал. Эмиль Владимирович советовал мне поступать во ВГИК, но когда я сказала, что хочу в театральное, потому что хорошей актрисой можно стать, только выходя регулярно на сцену, он меня поддержал и сказал: "Да, ты права". В тот год курс набирал Юрий Васильевич Катин-Ярцев. Во время вступительных экзаменов на Калининском проспекте в кинотеатре "Октябрь" прошёл "Мой ласковый и нежный зверь", и висела афиша с моим вторым фильмом "Всё решают мгновения", который получил приз на Всесоюзном кинофестивале. Для меня это был огромный "плюс" при поступлении.

- С кем вы учились?

- С Сашей Захаровой, Ларисой Бабенко (теперь она Богословская), очень красивой, тонкой, чувственной актрисой. Она на курсе была лучшей. Ей прочили большое будущее, но она снялась только в одном фильме "Мать Иисуса". Мы дружим с ней до сих пор. Она крестная моих детей. По окончании Катин-Ярцев взял её в свой Театр на Малой Бронной.

- Вы сразу распределились в Театр им. Маяковского?
Володя - А. Фатюшин,
Марина - Г. Беляева,
"Островитянин", 1984 г.

- Я показывалась и туда, и на Малую Бронную, но предложений не последовало, и я решила отдохнуть до осени. Осенью из Театра им. Маяковского позвонил молодой режиссер Юрий Иоффе, он начинал работу над спектаклем "Островитянин", и предложил мне попробовать. Я начала репетировать, но директор театра Михаил Петрович Зайцев как услышал мою фамилию, так сразу зачислил меня в штат, чем крайне удивил художественного руководителя театра А. Гончарова. Андрей Александрович брал в театр своих студентов из ГИТИСа, а тут какая-то Беляева, из другого училища, репетирует не у него в спектакле... Первое время он здоровался нарочито вежливо и хитро улыбался. Пришёл на репетицию, и в итоге сам выпускал спектакль, а потом пригласил меня в свой спектакль "Завтра была война" на роль Вики Люберецкой.

- Ваша первая роль была в "Островитянине"?

- Нет, его мы ещё репетировали, а меня ввели в срочном порядке в спектакль "Молва" по пьесе А.Д. Салынского на роль Виктюхи. Дали текст и сказали: "Завтра играешь". Я должна была из оркестровой ямы по лестнице подняться на сцену. Меня всю трясло, а Наталья Георгиевна Гундарева меня успокаивала: "Главное, говори громко и медленно". Впрочем, волновалась я напрасно. Эпизод был беспроигрышный. Выходит голодный беспризорник в кепке, в драных штанах, отбивает чечетку, поёт куплеты, быстро ест кашу, которой с ним делится герой, и в конце, когда героя убивают, говорит: "Хороший был дяденька. Нежадный". Я сорвала аплодисменты, но мне кажется, кто бы это ни играл, результат был бы тот же.

- Все начинающие артисты бегают в массовках…
Мэри - Г. Беляева,
Ольга - Е. Стулова,
"Развод по-женски"

- Я избежала этой участи. У меня почти сразу набралось четыре спектакля. Я пришла в театр в двадцать два года, у меня уже был сын, а через два года я родила второго сына, и директор сказал: "Не стоит ей ездить вечерами играть в массовках, пусть лучше занимается детьми".

- Вводы вас не смущали?

- Я уверена, что каждая актриса обладает особой индивидуальностью. Одну и ту же роль мы играем по-разному, и у каждой из нас есть свой зритель. Когда я пришла в театр, Женя Симонова уже играла ведущие роли, и я благодарна ей за то, что она ввела меня на свою роль в "Валенсианских безумцах", но я играла эту роль по-своему.

- Три года назад Театр им. Маяковского возглавил Сергей Арцибашев. Как вам с ним работается?

- Я очень признательна и благодарна Сергею Николаевичу. С его приходом у меня появилось много работы. Я занята в трех его спектаклях: "Развод по-женски", "Банкет" и "Женитьба". Роль Агафьи Тихоновны в гоголевской "Женитьбе" одна из моих любимых. Ничего подобного я не играла. Режиссеры видели во мне только героиню, а здесь роль характерная.

- Какие роли вам нравятся больше, исторические или современные?

- Любые, важно, чтобы была интересная судьба, хотя походить в длинном платье всегда приятно. Сразу ощущаешь себя женщиной. Я жалею, что не сыграла роль в военном фильме. Для меня с детства осталось понимание, что война - это боль нашей страны.

- После декретных отпусков трудно возвращаться на сцену?

- Я скучаю по театру. Обычно играю до шести месяцев, потом ухожу в декрет, после чего беру три года по уходу за ребёнком, но роли свои всё равно играю. Просто меня переводят на разовую оплату. Аннушке, моему третьему ребёнку, было полтора месяца, когда директор театра настоял на моей гастрольной поездке в Польшу. Я ему объясняла, что кормлю грудью, не могу бросить, потому что молоко пропадёт, а он в ответ: "Забирай дочь с собой, удобный номер в гостинице мы тебе обеспечим". Так Аннушка первый раз полетела со мной на гастроли на десять дней. Больше того, я умудрилась вместе с ней посетить музеи, побывать на экскурсиях. Она у меня на груди висела в сумке-кенгуру.
Агафья Тихоновна - Г. Беляева, "Женитьба"

- Галина, после того как вы с таким большим успехом сыграли главную роль в фильме "Мой ласковый и нежный зверь", не приходилось ли вам доказывать, что вы хорошая актриса?

- Я никогда ничего не доказывала, потому что сама не знала, какая я актриса. Иногда я сомневаюсь, стоит ли мне вообще этим заниматься. Конечно, после такого фильма не хотелось играть уровнем ниже, но от этого никто не застрахован. Редко, когда артист заранее знает, какой получится фильм. Есть картины с моим участием, которые мне совсем не нравятся.

- Говорят, что Лотяну на площадке был не только требовательным, но и деспотичным.

- Я настолько была влюблена в Эмиля Владимировича, что не замечала его деспотизма. Что касается требовательности, то ведь я прошла балетную школу. Мы занимались по 6-8 часов в день. Дисциплина строжайшая. Нельзя болеть. Пропустишь, и тебя уже не ставят в танце, ты не выступаешь в концертах и начинаешь существовать на заднем плане. Если хочешь чего-то добиться, нужна огромная работоспособность. После балетного училища у меня осталось чувство, что если тебе не делают замечаний, значит, без тебя могут обойтись. Если тебя дергают, значит в тебе заинтересованы. Меня не пугало, что Гончаров кричал на артистов. Я понимала, что он хотел от нас добиться большего, потому что знал, что мы способны на большее. Был смешной случай. На репетиции Гончаров кричит молодому артисту: "Сдвиньтесь влево!" Тот сдвигается. Гончаров: "Ещё!" Артист делает несколько шагов к кулисе. Гончаров: "Ещё!" Артист возражает: "Андрей Александрович, меня же не будет видно!" Гончаров в ответ: "И не надо!"

- В фильме "Анна Павлова" вы танцевали сами?
Анна - Г. Беляева,
Кин - А. Лазарев, "Кин IV"

- Да, большинство партий. Фильм снимали совместно с англичанами. То, что танцевать буду я, решили они, объяснив, что важнее донести до зрителей историю этой женщины-легенды, чем профессионально станцевать. Когда мы начали снимать, у меня сразу начались репетиции, занятия у станка. Я занималась в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко, артисты которого принимали участие в съёмках. Большой театр отказался с нами сотрудничать, обидевшись, что главную роль играет не их балерина.

- После "Анны Павловой" Эмиль Лотяну ничего не снял. Не связано ли это с вашим разрывом?

- К Эмилю Владимировичу у меня остались самые светлые и добрые чувства. Когда он умер, это для меня было большой потерей. Он в моей судьбе сыграл огромную роль. Всё, что в моей жизни впервые происходило, связано с ним. Первое свидание, первая любовь, первый фильм, первый ребёнок. Если бы не было его, я не знаю, каким бы я стала человеком. Из-под крыла мамы я попала под крыло тёти Шуры, моей квартирной хозяйке, а потом в шестнадцать лет под крыло Эмиля Владимировича.

- Галина, вы довольны своей актёрской карьерой?

- В кино у меня хоть и есть два десятка фильмов, но кроме фильмов Лотяну ничего стоящего не произошло. Надеюсь, что ещё сыграю. В театре за двадцать один год я сыграла в пятнадцати спектаклях, и все роли за редким исключением мне нравятся. Некоторые считают, что я играю мало, но я всё же больше женщина, чем актриса. Я очень люблю жизнь и очень люблю свою профессию, но это только профессия, на ней свет клином не сошёлся.
Мэри - Г. Беляева,
Пегги - А. Ровенских,
"Развод по-женски"

- Галина, ваши дети участвовали в съёмках, спектаклях?

- В фильме "Лермонтов" двух месяцев от роду Платон сыграл новорожденного поэта, причём сам же себя и озвучил. Я приносила его на студию, он гулил, мурлыкал. В одиннадцать месяцев он сыграл человеческого детёныша в картине "Юность Бэмби". Фотография, где оленёнок и ребёнок неуверенно стоят, опираясь друг на друга, обошла все журналы. В десять лет он играл в спектакле "Кин IV" моего сына.

- Вы снова вышли замуж, имея двух сыновей. Как они восприняли появление в доме мужчины?

- В доме появился красивый, умный, интеллигентный человек, и мои мальчики почувствовали к нему симпатию. Он уделял им много внимания и помогал мне их воспитывать. Они называли его Сережа, а не папа, потому что у них были родные отцы. Я никогда не препятствовала их общению и никогда ни на кого не держала обиду. Ведь это глупо. Ты ходишь обиженный, а человек, который тебя обидел, даже не догадывается об этом.

- Чем занимаются ваши дети?

- Эмилю двадцать четыре года. Он увлекался музыкой и целый год прожил со своим отцом в Америке. Учился игре на трубе в музыкальной академии Лос-Анджелеса. Выступал на празднике "Парад роз", причём играл джаз наравне с афроамериканцами, но выбрал профессию юриста. Окончил юридический факультет МГУ. Сейчас работает в крупной фирме. Хорошо зарабатывает. Он женат уже четыре года. Платону девятнадцать лет. Он тоже учится на юридическом в МГУ, но хочет работать в кино, собирается выбрать что-нибудь связанное с продюсерством. Ане одиннадцать. Она учится в православной школе, увлекается конным спортом, танцами, хорошо плавает. Маркелу пять лет, и он пока в начальном классе той же школы, что и сестра.

- Что вы делаете, чтобы ваши дети между собой дружили?

- Наказываю их, когда они ссорятся. Ремнем, конечно, не шлёпаю, но дети знают, что ремень в доме есть. Старшим с младшими делить нечего, а вот младшие никак игрушки не поделят. Правда, сейчас они начали понимать, что это меня очень огорчает, и сами прекращают ссориться: "Всё, всё, мамочка, мы больше не будем".

- Вы постоянно живёте на даче, в город возвращаться не собираетесь?

- В этом нет необходимости. Из всей семьи только я езжу в Москву на работу. Мы живём на природе. В наше время человеку просто необходимо общаться с природой. Главное, не убить в себе интуицию, которая заложена в нас с рождения

См.также:
  • Театр: Маяковского
  • Актер/Режиссер: Беляева Г., Театр им. Вл. Маяковского
  •   Обсудить статью
    Cannot #EXEC file due to lack of EXECUTE permission

    Cannot #EXEC file due to lack of EXECUTE permission
    Error processing SSI file