Error processing SSI file


25.01.2005

ОЛЕГ ВАВИЛОВ: Не выношу предательства

Он не родился баловнем судьбы. Он им стал, рассчитывая исключительно на собственные силы, талант, трудолюбие и порядочность, ничуть не пугаясь неудач, неожиданных поворотов судьбы и злых языков, которые особенно неравнодушны к людям одаренным. Сегодня народный артист России Олег ВАВИЛОВ - актер Театра сатиры. Покинув два года назад Театр на Малой Бронной, в котором артист проработал двадцать пять лет и сыграл свои лучшие роли в спектаклях Александра Дунаева, Анатолия Эфроса и Андрея Житинкина, Олег Вавилов был приглашен в Театр сатиры. Новая страница в биографии снова потребовала от него мужества, принципиальности, веры в себя и, главное, верности себе…

- Олег Михайлович, в Театре сатиры вы работаете вот уже второй сезон. А это значит, что у вас сложились с этим театром определенные отношения и вы можете дать оценку тому, как вас приняли в коллективе и как сегодня складывается ваша творческая судьба…

- Конечно, первый сезон работы в Театре сатиры был для меня тяжелым прежде всего психологически - незнакомые люди, чужой театр, спектакли, в которых я не занят… Но меня очень тепло приняли. Я благодарен, в первую очередь, нашему художественному руководителю Александру Анатольевичу Ширвиндту и за поддержку, и за искреннее внимание ко мне, благодарен коллегам - Алене Яковлевой, Юрию Васильеву, Вере Кузьминичне Васильевой. Я очень быстро почувствовал, что нужен театру, и поэтому ожидание новых ролей было для меня не так мучительно. Наверное, есть в этом что-то мистическое, но моя первая роль в Театре сатиры случилась в спектакле Юрия Васильева под названием "Ждать!" Слава богу, период ожидания закончился, и у меня в этом сезоне много работы.

Во-первых, я очень рад, что у Андрея Житинкина появился свой театр. Мы продолжаем наше сотрудничество, и уже в конце февраля я выйду на сцену в своих любимых ролях - Каренина в "Анне Каренине" Толстого и лорда Генри в "Портрете Дориана Грея" Уайльда. Это замечательно, что мы будем играть спектакли, которые вызывают у зрителей огромный интерес. Конечно, зрителей ожидает много неожиданностей и сюрпризов, потому что это все же новые версии спектаклей, с новыми артистами и новым оформлением. Рад, что Андрей Житинкин не отказался от своих планов, и проект "Распутин", который задумывался ранее, он покажет уже в своем театре. В Театре сатиры я с удовольствием играю в уже упомянутом новом спектакле Юрия Васильева "Ждать!" с замечательной актрисой, народной артисткой СССР Верой Кузьминичной Васильевой. Это трагическая история любви, тонкая и сложная, рассказывающая о знаменитой актрисе, которая после автокатастрофы не может выходить на сцену и устраивает в номере гостиницы своеобразный театр, в котором принимают участие близкие ей люди. Написана пьеса драматургом В. Аслановой по мотивам произведений Франсуазы Саган. "Ждать!" мы играем на "Чердаке Сатиры". Там особое пространство, зрители очень близко, поэтому мы стараемся быть предельно искренними. Да и вообще малая сцена не переносит фальши.
Элизабет - В. Васильева,
Иван - О. Вавилов,
"Ждать!", Театр сатиры
Дориан - Д. Страхов,
лорд Генри - О. Вавилов,
"Портрет Дориана Грея",
Театр на Малой Бронной
Нижинский - А. Домогаров,
Дягилев - О. Вавилов,
"Нижинский, сумасшедший божий клоун",
Театр на Малой Бронной
Каренин - О. Вавилов,
Анна - Е. Крюкова,
"Анна Каренина",
Театр на Малой Бронной
Несчастливцев - О. Вавилов,
"Лес",
Театр на Малой Бронной
С театральным критиком
Жанной Филатовой
Андрей Житинкин,
Евгения Крюкова
и Олег Вавилов

А на основной сцене Театра сатиры я занят в спектакле "Нам все еще смешно..." в постановке Александра Анатольевича Ширвиндта. Это работа к юбилею театра, и в ней занята вся труппа. Репетирую в новом спектакле Андрея Житинкина, который он ставит в Театре сатиры, "Хомо эректус" по произведению Юрия Полякова. Эта комедия, на мой взгляд, не только смешная, но и вскрывающая некоторые язвы нашего общества. У меня роль этакого продажного депутата. Через историю четырех пар, историю их взаимоотношений показывается современная жизнь. Сценографию и костюмы делает, как всегда, постоянный спутник Житинкина во всех театральных проектах художник Андрей Шаров. Мне очень нравится, как он работает, как внимательно относится к пожеланиям актеров. И потом мне просто интересно и приятно работать на сцене в костюмах от нашего известного модельера. В спектакле прекрасный актерский ансамбль - Алена Яковлева, с которой я играл в "Лулу", Юрий Васильев и Антон Кукушкин, с которыми мы делали "Ждать!", Светлана Рябова. Так что я вполне доволен тем, как складывается моя актерская судьба в Театре сатиры и за его пределами. Ну и, конечно же, я участвую в спектакле "Смех во мраке" в театре "Сфера" и продолжаю сотрудничество с Международной конфедерацией театральных союзов, играю в спектаклях "Гамлет" и "Борис Годунов". С этими проектами мы объехали почти весь мир.

- Скажите, раны от разрыва с Театром на Малой Бронной уже затянулись?

- Для меня главное работа. Я проработал в этом театре четверть века! И никогда не думал, что мне придется уйти из него. Я сыграл в нем свои лучшие роли, я работал с великим Эфросом и с замечательными мастерами. Я пережил с этим театром лучшие и худшие годы его существования. Я не хочу сегодня говорить об этом, потому что уверен, время все расставит на свои места. Но я бесконечно рад, что мне посчастливилось сыграть там такие роли, как Лунин в "Лунине" режиссера Дунаева, Вершинина в "Трех сестрах" Эфроса, что я работал с Житинкиным и сыграл Дягилева в его спектакле "Нижинский, сумасшедший божий клоун", лорда Генри в "Портрете Дориана Грея", Людвига Шена в "Лулу", Управителя дворца в "Калигуле", Каренина в "Анне Карениной". Каждая из ролей мне дорога. И сегодня, когда у Житинкина появился свой театр, собралась его команда, многие из которой работали с ним на Бронной, мы репетируем дорогие нам спектакли, думаю, что справедливость восторжествовала. Еще раз повторяю, время лучший судья.

- Вы человек, беззаветно преданный театру. Обычно это бывает с людьми, выросшими за кулисами, в театральных семьях. Но я знаю, что ваши родители не имеют отношения к искусству…

- Это правда. Наша семья постоянно жила в небольших военных городках, переезжала с места на место. Когда отец ушел в отставку, мы обосновались в Душанбе. Там я впервые попал в театр и встретил замечательную молодую пару. Они приехали из Ленинграда в Душанбинский театр им. Маяковского. Они мне помогли подготовиться к поступлению в театральный институт. В 1967 году я приехал в Москву и поступил в ГИТИС. После института пришлось уехать в Казань, так как у меня не было московской прописки. Там, в Большом драматическом театре им. Качалова я проработал два с половиной года. В этом театре мне удалось сыграть замечательные роли в таких спектаклях, как "Затюканный апостол" А. Макаенка, "Валентин и Валентина" М. Рощина, "Забыть Герострата" Г. Горина. Затем вернулся в Москву и стал работать в Театре юного зрителя, где сыграл Д'Артаньяна в знаменитой постановке Марка Розовского "Три мушкетера". Пять лет работы в ТЮЗе я вспоминаю с большой теплотой и любовью.

- Есть ли роли, которые вам особенно дороги?

- Конечно. Это один из первых моих спектаклей в Театре на Малой Бронной. Он был сделан по пьесе Вячеслава Кондратьева, который был участником войны. Своего героя он писал как бы с самого себя. Военная тема для меня была достаточно близка, так как я сам - сын военного, прошедшего войну, раненного на фронте. До "Отпуска по ранению" я успел сыграть главную роль в спектакле "Лунин, или Смерть Жака" Радзинского. Его поставил Александр Леонидович Дунаев. После выхода "Лунина" обо мне сразу же заговорили, стали много писать. Анатолий Васильевич Эфрос пригласил меня в свои спектакли "Три сестры" Чехова, "Женитьба" Гоголя, "Дон Жуан" Мольера. Это были самые яркие и счастливые годы работы в театре. Потом, конечно, тоже были хорошие роли, но подлинный творческий подъем я снова испытал, играя Дягилева в "Нижинском", лорда Генри в "Портрете Дориана Грея", Алексея Александровича Каренина в "Анне Карениной". Эти роли я очень люблю. Особенно Каренина, ведь это Лев Толстой, это такая глубина, такая мощь и такое проникновение в суть человеческих отношений, в характеры. Несмотря на то что нас одни критики очень хвалили, другие страшно ругали, мне кажется, что спектакль у Житинкина получился не просто очень красивый, но и мудрый, тонкий, честный. Я всегда с величайшим интересом и вниманием слежу за развитием действия в "Анне Карениной", за теми сценами, в которых не участвую. Дело в том, что каждый спектакль имеет свою неповторимую интонацию. И чтобы не нарушить звучания ансамбля, я даже за кулисами переживаю все, что происходит на сцене. "Анна Каренина" и в этом смысле уникальный спектакль. В нем невозможно играть в полсилы. Это понимают все актеры, все службы.

- Скажите, Олег Михайлович, как вы относитесь к театральным наградам?

- Их не так уж много. Как говорил мой герой Несчастливцев, счастье дороже денег. У меня есть "Хрустальная Турандот" за спектакль "Лес", в котором я играл Несчастливцева. А за роль Дягилева в спектакле "Нижинский, сумасшедший божий клоун" я получил "Чайку". Эти награды мне приятны и дороги.

- Вы могли бы сказать, что у вас счастливая актерская судьба?

- Несмотря ни на что, да. В театре у меня счастливая судьба. Я играл, играю и надеюсь, что буду играть такие роли, о которых артист может только мечтать. К сожалению, о кино я сказать этого не могу, хотя сыграл в пятнадцати фильмах. Я горжусь тем, что снялся у замечательного нашего режиссера Юлия Яковлевича Райзмана в фильме "Странная женщина", где у меня были чудесные партнеры: Ирина Купченко, Василий Лановой. Снялся у Хейфица в картине "Бродячий автобус" с Лией Ахеджаковой и Михаилом Жигаловым. Моя самая первая телевизионная работа - роль Фабрицио в "Трактирщице" с Натальей Гундаревой в главной роли. Надеюсь, что у меня еще будут главные роли в кино. Все дело еще и в том, что сниматься в чем попало я не могу. Это не каприз, просто как актер я хочу, прежде всего, себя уважать.

- Вы работали с замечательными актерами, у вас есть любимые партнеры?

- В первую очередь это Ольга Михайловна Яковлева. Я с нежностью, теплотой и горечью вспоминаю то время, когда она и Анатолий Васильевич Эфрос работали на Бронной. Люблю Аню Каменкову, Олю Остроумову. Мне было интересно работать с Александром Домогаровым, с Евгенией Крюковой, с Аленой Яковлевой.

- Олег Михайлович, призвание и профессионализм - это то, без чего актер не имеет права выходить на сцену. Талант - это божий дар, но владение профессией в руках человека. Как стать профессионалом своего дела?

- Чтобы стать профессиональным актером, нужно попасть к хорошему педагогу. Я считаю, что мне повезло. У нас преподавали замечательные педагоги из МХАТа - Мария Николаевна и Василий Александрович Орловы, ученики Станиславского и Немировича-Данченко. Они учили нас каждый день работать, не забывать, что ты - актер. Чтобы иметь право выйти на сцену, актер постоянно должен держать себя в форме. Каждый день. У меня каждое утро начинается с гимнастики - дикции и тела; также регулярно посещаю бассейн. Это обязательно.

- Есть вещи, за которые вы себя уважаете?

- За трудолюбие. Очень люблю репетировать, работать в полную силу. У Андрея Житинкина на Бронной я был занят в пяти из шести спектаклей, в четырех - у меня были главные роли. Мы репетировали быстро, но работали с полной отдачей, очень насыщенно. Я думаю, так и надо работать, не растекаться по материалу, не мучиться годами. Вот за трудолюбие я себя и уважаю.

- За свою богатую актерскую биографию вы переиграли самых разных героев. На ваш взгляд, чего не хватает героям нашего времени?

- Наша русская интеллигенция славилась прежде всего романтикой, а не накачанными мускулами. Сегодня это потеряно. Мужчина, а тем более артист, должен быть постоянно в форме, у него должна быть своя мужская красота, но при этом он должен еще иметь и душу, и мозги. Я не воспринимаю накачанных секс-символов.

- Вы легко сходитесь с людьми?

- Я вполне коммуникабельный. И если мы с человеком понимаем друг друга, то общаться с ним мне легко и приятно. Но есть люди с так называемой черной энергетикой, так вот от них меня Бог уводит подальше.

- Что вас выводит из себя?

- Многое. Я не могу мириться со злом, с несправедливостью.

- Чего вы ни при каких обстоятельствах не простите людям?

- Меня учил отец: "Сын, никогда не прощай предательства!" Сейчас в мире много зла и много предательства, причем на самом разном уровне. И что самое страшное, люди этого нисколько не стыдятся.

- Как вам кажется, русская культура, искусство сохранят себя или нам суждено превратиться в жалких подражателей?

- Я считаю, что наша культура гораздо интереснее и намного глубже других. Но в то же время думаю, что можно взять очень много хорошего и в западноевропейской и в американской культуре. Я не смотрю эти зубодробительные боевики, где сплошное насилие, но кроме них есть великие режиссеры и их великие картины. Как говорил Дмитрий Лихачев, "надо любить нашу литературу, наш театр, любить свое русское искусство и гордиться им. Тогда мы сохраним это все".

Беседу вела Жанна Филатова

См.также:
  • Актер/Режиссер: Вавилов О., Театр сатиры
  •   Обсудить статью
    Cannot #EXEC file due to lack of EXECUTE permission

    Cannot #EXEC file due to lack of EXECUTE permission
    Error processing SSI file