Театральная Афиша
реклама на сайте театральный клуб третий звонок рекомендуем спектакли ссылки журнал
Rambler's Top100




Место для рекламы
Марина Гаевская
26.04.2012

«ЧАЙКА», А.П. Чехов

…Мерцающие огоньки свечей, перемещенные из пустого зала на сцену, горят на протяжении всего спектакля, создавая атмосферу мистической загадочности. В противовес постановщикам, слишком буквально понимающим авторское определение «комедия», создатели спектакля видят в знаменитой пьесе таинственную власть рока и силу трагедийного катарсиса. Отнюдь не стремясь бороться с текстом, Александр Бурдонский заметно повышает градус эмоций и доводит контраст между бравурно светлым началом и драматично мрачным финалом до предела. Между тем, масштабность режиссерского замысла сложно сочетается с камерностью избранного пространства. Зрители, находящиеся на сцене, максимально приближены к актерам, привыкшим к работе на одной из самых больших театральных площадок и не всегда справляющимся с законами иной сценической выразительности. Оттого кипящие в спектакле страсти порой кажутся искусственно преувеличенными и излишне мелодраматическими. Хотя слова невозмутимо меланхоличного доктора Дорна (Виталий Стремовский) «Как все нервны! И сколько любви…» и впрямь воспринимаются как лейтмотив всей постановки.
«Пять пудов любви» здесь явно превалируют над «разговорами о литературе». Губительная слабость или, напротив, возмужание человеческой личности в борьбе с жизненными обстоятельствами оказывается важнее становления художника, а частные взаимоотношения героев вызывают больший интерес, чем их профессиональная деятельность. Потому любовные переживания отчаянно истеричной Маши (Ольга Герасимова) и несчастного, одержимого комплексами Медведенко (Игорь Марченко) ничуть не менее значимы, чем страдания представителей мира искусства, казалось бы, более подверженных безудержным страстям. Так, пафосный надрыв и искусственная суетливость Аркадиной (Анастасия Бусыгина) заставляют усомниться не только в ее искренности, но и в актерских способностях. Профессиональных амбиций лишен и Тригорин (Сергей Колесников), говорящий о своем писательском труде с вялой иронией, но пылко влюбляющийся в юную поклонницу. Саму Заречную (Татьяна Морозова, Мария Шмаевич) искренняя страсть к «небожителю» превращает из восторженной девочки в усталую женщину, для которой крушение любви оказывается болезненнее профессиональной беспомощности. Однако ее страдание закаляет, в то время как трогательно наивного мальчика Костю (Сергей Кемпо) губит. В душе так и не повзрослевшего юноши, не сумевшего расстаться с иллюзиями и преодолеть трагедию одиночества, безответное чувство тоже затмевает честолюбивое бунтарство молодого творца. В финале оба словно пытаются вернуться в прошлое, пластически повторяя эпизод их беззаботной любви, однако обратного пути нет. Но одинокая свеча Кости не гаснет, словно становясь символом его «недогоревшей» жизни.
 Режиссер-­постановщик А. Бурдонский. Художник А. Климов.


См. также:


 ТРЕТИЙ ЗВОНОК
 Ближайшие премьеры
 После репетиции
 Зеркало сцены
 Сны массовки
 Бенефис
 Выбор зрителя
информационная поддержка:
журнал "Театральная Афиша"
разработка и дизайн:
SFT Company, ©1998 - 2005