Театральная Афиша
реклама на сайте театральный клуб третий звонок рекомендуем спектакли ссылки журнал
Rambler's Top100




Место для рекламы
Елена Левинская
18.10.2012

«Дядюшкин сон», Ф.М. Достоевский

Бедный Вася, отравивший себя из-за несчастной любви, в постановках «Дядюшкиного сна» обыкновенно весь спектакль тихо умирает где-то за кулисами. Публике его не показывают. В анекдотическую историю о том, как ушлая Москалева, краса города Мордасова, пыталась выдать бесприданницу дочь Зину за богатого князя-маразматика, умирающий Вася не вписывается. Он пригодится лишь как решающий аргумент Москалевой в уговорах дочери: выйдешь, мол, за старика, станешь богатой вдовой – и вези своего Васю в Испанию, на солнечный чудо-остров, где он сразу поправится. За лихорадочной страстностью, с какой описаны в «Дядюшкином сне», первой вещи Достоевского после каторги, красоты чудо-острова, стоят нищета и болезнь: повесть создавалась в ссылке, в глухом заснеженном Семипалатинске, с которого и списан Мордасов. Меховые, с хвостами, зимние шапки, которые носят в спектакле затянутые в шелка мордасовские дамы, – напоминание о семипалатинской азиатчине. Режиссер Екатерина Гранитова решила приблизить анекдот к реальности. Москалева здесь не корпулентная бой-баба. Роль отдана Ольге Прокофьевой (помните изящную Жанну Аркадьевну из «Моей прекрасной няни»?), и она пытается понять героиню: ну какая мать не пожелает дочери князя вместо Васи-учителя? Ее Москалева женственна и феерична, но лишена грубой нахрапистости, нужной для фарсовых сцен. Спектакль путается в жанрах, то роняя, то вновь наращивая темп. Побеждает анекдот – зрелищный и смешной (чего стоят одни буффонные выходы скандалистки Фарпухиной – Натальи Филипповой!), но с налетом печали.
Князь (Игорь Марычев) ездит в инвалидной коляске и сильно смахивает на загримированного под старика младенца – так же мил, агукает, хочет на ручки к красивой тете и в финале вызывает щемящую жалость. Здесь никто никого не любит. Отвергнутый Зиной Мозгляков (Александр Алябьев), картинно прислонясь к колонне, упивается ролью страдальца. Да и сама красавица Зина (Полина Лазарева), блистая на балу, данном в ее честь мужем-генералом, уже не вспоминает о Васе. Все-таки прав был психоаналитик Лакан, утверждавший, что любовь – это когда субъект предлагает то, чего у него нет, тому, кому это не нужно.
Режиссер Е. Гранитова. Художник Е. Ярочкина. Художник по костюмам М.  Обрезков. Композитор Г. Ауэрбах.


См. также:


 ТРЕТИЙ ЗВОНОК
 Ближайшие премьеры
 После репетиции
 Зеркало сцены
 Сны массовки
 Бенефис
 Выбор зрителя
информационная поддержка:
журнал "Театральная Афиша"
разработка и дизайн:
SFT Company, ©1998 - 2005