Театральная Афиша
реклама на сайте театральный клуб третий звонок рекомендуем спектакли ссылки журнал
Rambler's Top100




Место для рекламы
Юлия Асеньева
15.09.2013

«Царь Федор Иоаннович», А.К. Толстой

Со времени правления царя Федора Иоанновича прошло чуть больше 400 лет, но между той эпохой и нынешней очень легко провести исторические параллели. Все узнаваемо: и заговоры, и борьба за власть. Но режиссеру Борису Морозову, поставившему пьесу «Царь Федор Иоаннович» А.К. Толстого, интереснее не череда политических интриг, а люди, которые пишут историю Государства Российского.
Режиссер посвящает свою премьеру 150-летию К.С. Станиславского, открывшего постановкой «Царя Федора» Художественный театр. Но если Станиславский считал главным действующим лицом этой пьесы народ, то Морозов ставит спектакль о человеке, который рожден царем, и это его крест. Федор, каким играет его Константин Денискин, милосерден и добр, он не готов вести дела государственные по-прежнему, как вел их его отец Иоанн Грозный. Царь пытается, если говорить сегодняшним языком, найти компромисс и примирить Годунова и Шуйского, вождей двух политических течений, возникших в государстве.
Конфликт Годунова и Шуйского – исторически выверенный в спектакле – рассматривается режиссером не только как борьба за власть. Это конфликт двух противоположных систем правления государством, и каждый из вождей уверен, что печется только о судьбе России. Шуйский (Валерий Абрамов) – силач-бородач: он и на медведя, и на соперника кинется без страха. Но он живет по старым заветам, не признает политической гибкости и считает царя слабовольным. Представитель новой модели правления Годунов (Николай Козак) предан царю Федору (рефлексия настигнет этого героя позже), полон сил, энергии и молодого задора. Однако он уверен, что цель иногда оправдывает средства и решается на самое тяжкое из преступлений – убийство младенца, царевича Дмитрия. Козак играет Годунова как трагического героя, и становится страшно, когда Федор, доверявший ему, начинает понимать, что на самом деле случилось. Примирять брата и мужа выпадает на долю царице Ирине. Героиня Алисы Богарт, вынужденная наблюдательница политических интриг, нежна и женственна. Но есть в ней упорство и душевная твердость Годуновых, их ум и трезвый расчет.
Борис Морозов умело использует исторические детали и выстраивает массовые сцены. Но самая первая – затравленный в клетке медведь – становится эпиграфом к спектаклю. В начале спектакля оголтелая толпа челяди, подталкиваемая боярами, лезет с батогами в клетку, дразня зверя. А потом те же бояре будут бороться за трон и травить законного царя... Что тут поделаешь, благо государства – высший закон.
Режиссер-постановщик Б. Морозов. Художники Б. Морозов и М. Смирнов. Художник по костюмам Е. Предводителева.


См. также:


 ТРЕТИЙ ЗВОНОК
 Ближайшие премьеры
 После репетиции
 Зеркало сцены
 Сны массовки
 Бенефис
 Выбор зрителя
информационная поддержка:
журнал "Театральная Афиша"
разработка и дизайн:
SFT Company, ©1998 - 2005