Театральная Афиша
реклама на сайте театральный клуб третий звонок рекомендуем спектакли ссылки журнал
Rambler's Top100




Место для рекламы
Ольга Фукс
16.01.2014

«КОМЕДИЯ ОШИБОК», У. ШЕКСПИР

Юбилейный шекспировский год еще не успел начаться, а в Москве появились уже четыре новых «Гамлета», два «Отелло», «Мера за меру» и «Укрощение строптивой» (последние два названия не редкость в московской афише). Роберт Стуруа, который давно уже носит негласный титул шекспировского режиссера, выбрал раннюю «Комедию ошибок», не избалованную вниманием режиссеров. В ней он увидел отражение сегодняшнего состояния умов, парализованных страхом, когда люди не хотят признать очевидное (пусть и невероятное), а уж тем более проанализировать его и найти внятное объяснение происходящему.
Это типичный спектакль Роберта Стуруа – с опознавательными знаками тревоги, расставленными музыкой Гии Канчели, со стильным пространством Георгия Алекси-Месхишвили вне времени и места, где у ног точно плещется кровавое море. С загадочными слугами просцениума (здесь они зовутся стражниками) в островерхих шляпах с непроницаемыми набеленными лицами. С родимыми пятнами памяти (так, девочка-помреж, что просит прощения за погасший во время действия свет, заставляет вспомнить о временах грузинской разрухи, когда спектакли доигрывались при свечах и зажигалках зрителей). И наконец, с той гипертрофированной театральностью в актерской игре, которая именно здесь заставляет вспомнить тбилисские спектакли режиссера.
Старый отец в поисках пропавшего сына попадает в город, где ему грозит смерть, и герцог, издавший жестокий указ, становится заложником собственной жестокости: ему жаль старика. Здесь же оказываются два брата-близнеца с двумя близнецами-слугами, которых много лет назад разлучило кораблекрушение (ключевой шекспировский ход). Зеркальное сходство обеих пар порождает массу нелепых ситуаций и множит тревогу, ведущую к ключевому вопросу жизни – «Кто я такой на самом деле?», почти такому же ключевому, как «Быть или не быть?», который тоже звучит здесь, правда, по-немецки. И вместе с костюмами в стиле 1930-х немецкая речь заставляет вспомнить о бравурном по форме и чудовищном по сути времени.
Заплетя все нелепости в тугой узел, Шекспир подводит своих героев к счастливой развязке, воссоединению братьев и влюбленных, желанной ясности. Но именно пафос счастливого финала, кажется, режиссеру сейчас почти невыносим – и он комкает его, как бумажку с неудавшимся наброском.
Режиссер Р. Стуруа. Художник-постановщик Г. Алекси-Месхишвили. Композитор Г. Канчели.


См. также:


 ТРЕТИЙ ЗВОНОК
 Ближайшие премьеры
 После репетиции
 Зеркало сцены
 Сны массовки
 Бенефис
 Выбор зрителя
информационная поддержка:
журнал "Театральная Афиша"
разработка и дизайн:
SFT Company, ©1998 - 2005