Театральная Афиша
реклама на сайте театральный клуб третий звонок рекомендуем спектакли ссылки журнал
Rambler's Top100




Место для рекламы
Елена Губайдуллина
15.01.2015

«ГОРЕ ОТ УМА», А.С. ГРИБОЕДОВ

ГРОЗА ПОСЛЕ БАЛА


Спектакль открывают балалайка, две гитары и бас-балалайка. Звучит музыка Александра Грибоедова. Среди музыкантов – режиссер спектакля Александр Яцко. Пиетет к музыке не случаен. «Спектакль сделан из одной пьесы и двух вальсов», – пояснил постановщик накануне премьеры. Музыка – естественное продолжение грибоедовского стиха, эмоциональный комментарий происходящего. Каждый слышит свои мелодии и звуки, кто-то не слышит ничего. Парадокс, но самым музыкальным оказывается князь Тугоуховский (Юрий Черкасов). Средь шумного фамусовского бала он танцует один, не обращая внимания на поднадоевшие условности света, словно втайне мечтает о свободе, страстно отстаиваемой Чацким.
Но чудаков, будь то эпизодический или главный герой, в самодовольном, гламурном обществе напрочь не воспринимают. Московские «тузы» и чинопочитатели даже не отторгают, а попросту не видят и не слышат «карбонария» Чацкого. Мятежный юноша, наивный максималист, каким играет Чацкого Артем Ешкин, тщетно бьется о непроницаемую стену. За ней – любимая Софья, дорогие воспоминания детства, уют и тепло, то, чего никогда у него уже не будет. Музыка Чацкого – музыка боли и сожаления. Нагнетаемое отчаяние сливается со свистом ветра, громом, безумным ржанием лошадей, заглушающим крик «Карету мне, карету!».
Гроза врывается и в дом Фамусова, расшатывая налаженный, респектабельный быт. Так в финале. А в начале ничто не предвещает тревоги. В очень красивой полукруглой гостиной (прообраз декораций – ротонда архитектора Александра Бродского) богатый отец журит дочь, не сомневаясь в силе своих слов. Вывести из себя такого непросто. Твердо знающий, что делать и как себя вести, Фамусов подчиняет своему уставу и домочадцев, и гостей. Но искренне боится, когда кто-то, как Чацкий, живет и думает по-другому. Моложавый Фамусов Валерия Яременко – человек успеха, похожий и на родовитого дворянина, и на крутого современного бизнесмена. Но успех, как многое на свете, не постоянен.
«Горе от ума» – всегда про нас. Спектакль Театра им. Моссовета, бережный к тексту, тонко совмещающий реалии XIX века и нашего времени, – еще одно тому подтверждение.


Постановка и сценография А. Яцко. Художник по костюмам В. Севрюкова.



См. также:


 ТРЕТИЙ ЗВОНОК
 Ближайшие премьеры
 После репетиции
 Зеркало сцены
 Сны массовки
 Бенефис
 Выбор зрителя
информационная поддержка:
журнал "Театральная Афиша"
разработка и дизайн:
SFT Company, ©1998 - 2005