Театральная Афиша
реклама на сайте театральный клуб третий звонок рекомендуем спектакли ссылки журнал
Rambler's Top100




Место для рекламы
Майя Крылова
16.03.2015

«РИГОЛЕТТО», ДЖ. ВЕРДИ

ТРАГЕДИЯ ПАЯЦА

Это единственный в нынешнем сезоне спектакль Большого театра, поставленный иностранным режиссером – знаменитым канадцем Робертом Карсеном. Вокруг «Риголетто» еще до премьеры было сломано много копий: режиссер говорил, что его версия кого-­то может шокировать. Но ведь и сама опера Верди оказалась для современников шокирующей, а пьеса Гюго «Король забавляется» (она в основе либретто) вообще была запрещена. Да, в спектакле есть эпизод с танцами полуодетых девиц, здесь швыряются голыми резиновыми куклами и один раз демонстрируют со спины абрис обнаженного мужского торса. Но это делается не для скандала и клубнички. Рисуя картинки загула герцогского двора, Карсен показывает, как уродуют людей непроглядный эгоизм и культ наслаждения без берегов. И каким – отчетливо прикладным – подходом к женщине как к предмету наслаждения отличается вроде бы веселое мужское донжуанство.
По Карсену, Верди написал оперу о том, что душа и маска – не одно и то же, но они могут срастись. Риголетто – неоднозначная личность, которая мучает и мучается, не щадит других, но и его никто не щадит, так что жизнь персонажей закручивается в воронке всеобщего несчастья. Единственное место, где, по мнению режиссера, профессия Риголетто (шут) может стать символической, – это цирк, и действие происходит на арене и в цирковых фургонах. Да и участвуют в нем настоящие циркачи: гимнастка летает под куполом, а акробаты проделывают кульбиты. Публичное одиночество шута, его смех и слезы становятся нешуточной драмой, которая формируется музыкой.
Метафора цирка приводит действие в наши дни. Риголетто в костюме паяца противостоит Герцогу в джинсах. Убийца Спарафучиле похож на байкера. Невинная, но решительная Джильда напоминает советскую школьницу-­отличницу 1960-­х годов. Героиня поет о своем чувстве, сидя на качелях и вознесшись над сценой: красивый символ полета влюбленной души. В общем, это спектакль для зрителей, которым не чужды художественное любопытство, умение выходить за рамки привычек и вкус к нетривиальным смыслам.

Режиссер-­постановщик Р. Карсен. Дирижер­-постановщик Э. Пидо. Художник Р. Борузеску. Художник по костюмам М. Борузеску.



См. также:


 ТРЕТИЙ ЗВОНОК
 Ближайшие премьеры
 После репетиции
 Зеркало сцены
 Сны массовки
 Бенефис
 Выбор зрителя
информационная поддержка:
журнал "Театральная Афиша"
разработка и дизайн:
SFT Company, ©1998 - 2005