Театральная Афиша
реклама на сайте театральный клуб третий звонок рекомендуем спектакли ссылки журнал
Rambler's Top100




Место для рекламы
Юлия Арсеньева
14.09.2015

«МАЭСТРО», К. ЧАПЕК

НЕ ГЕНИЙ, НО ЗЛОДЕЙ

«Мир полон Фолтынов, в политике и в искусстве, их нужно поставить на место», – писал
К. Чапек о герое своего незаконченного романа «Жизнь и творчество композитора Фолтына». Создатели спектакля бережно отнеслись не только к авторскому тексту, но и к воспоминаниям жены Чапека, пересказавшей финал. Автор инсценировки А. Шаврин, режиссер Ю. Иоффе и сценограф А. Глебова сочинили многоголосый полифонический спектакль о музыканте, посчитавшем себя избранным. Они поместили действо в загадочный мир закулисья, а черный рояль и белое пианино стали местом притяжения всех, кто оказывался в орбите героя. На сцене непрерывно звучит музыка самых разных стилей – от пошлого вальсочка до симфонии Гайдна, и почти у каждого героя свой музыкальный лейтмотив. А как иначе, если Фолтын с юности мнит себя композитором?
Был ли Бэда Фолтын гением или самозванцем, станет понятно позже, а в начале спектакля он умирает в театре на премьере собственной оперы. Ретроспекцией проходит жизненный и творческий путь Бэды: о нем вспоминают приятели, музыканты, жена.
От самовлюбленного мальчишки-гимназиста до полусумасшедшего неудачника – таков путь героя, путь веры в собственную избранность, путь борьбы за признание. И все было бы славно при наличии таланта. В Фолтыне, нервном, жестоком, голодном до похвал, каким сыграл его Виталий Гребенников, есть загадка. В его походке, манерах, осанке все выдает желание быть первым, но окружающие быстро переставали замечать его исключительность. Бывшие друзья вспоминали, как Бэда покупал и воровал тексты и мелодии для своей оперы, как создавал имидж, оправдывая гнусность поступков «артистизмом натуры», как тратил деньги жены.
Влюбленная до глупости жена Карла быстро поняла тщетность своих порывов, долго помогала и опекала, а в конце, прозрев, отпустила. В природе Зои Кайдановской, блистательно сыгравшей Карлу, нашлось место и для клоунады, и для драмы брошенной женщины.
Месть обиженного сообщества замышлялась как шутка, но оказалась по-детски жестокой: музыканты во главе с мудрым критиком сняли театр и исполнили оперу Бэды. Там история длиною в жизнь и закончилась.

Режиссер-постановщик Ю. Иоффе. Художник-постановщик А. Глебова. Художник по костюмам А. Климов.



См. также:


 ТРЕТИЙ ЗВОНОК
 Ближайшие премьеры
 После репетиции
 Зеркало сцены
 Сны массовки
 Бенефис
 Выбор зрителя
информационная поддержка:
журнал "Театральная Афиша"
разработка и дизайн:
SFT Company, ©1998 - 2005