Театральная Афиша
реклама на сайте театральный клуб третий звонок рекомендуем спектакли ссылки журнал
Rambler's Top100




Место для рекламы
Нина Карпова
25.11.2019

Цена свободы

МХТ им А.П. Чехова

У. Шекспир

«Венецианский купец»

 

«Венецианский купец» ставится редко, причина тому – этническая принадлежность героя. Екатерина Половцева смотрит на шекспировских героев трезво, принимая национальность Шейлока как данность. В ее Венеции, где нет места карнавалам и ярким краскам, романтические иллюзии давно ушли в прошлое, мир по воле сценографа Эмиля Капелюша оделся в депрессивные цвета. И оказалось, что вместо праздника на сцене очередной сейшен, а когда герои разойдутся, в опустевшем пространстве останется лишь скелет корабля – метафора емкая и многозначная.

Три эпизода в спектакле Екатерины Половцевой стали ключевыми: с ларцами, где ироничная Порция (Юлия Ковалева) выбирает жениха, вторая – сцена суда, когда переодетая Порции, опираясь на циничные законы, превращает богатого купца Шейлока в бесправного старика. И последняя, финальная, – праздник в Бельмонте, когда долги уплачены, влюбленные соединились, а хрупкий мир так и не обрел гармонии. И длинная тень Шейлока пронесется над веселящейся толпой, сметая радость победы. И это неудивительно: спектакль Художественного театра – о миражах, неосознанном выборе, который приходится делать каждому человеку, и потерянных ценностях. Его жанр балансирует на хрупкой грани между драмой и трагедией. Здесь гонятся за наслаждениями, без меры швыряются деньгами, тратят не свое. С какой горечью Шейлок Сергея Сосновского упрекнет дочь не за бегство с любимым – за проданное кольцо, утраченную память ушедшей любви. Здесь беспечный транжира Бассанио (Алексей Варущенко) с легкостью сорит деньгами жены, а влюбленная глупышка Джессика (Елизавета Ермакова) обкрадывает отца. Здесь все заражены ксенофобией, на ходу сочиняются законы, верховная власть может приказать даже сменить веру.

Жестокость здесь – жизненная установка, и власти с легкостью управляют толпой. Но в спектакле есть три героя, резко отличающиеся от общей «массы»: Антонио, Шейлок и Порция. По-разному понимая нравственные законы, они похожи в умении отстаивать свою позицию до конца, невзирая на цену. Антонио (Артем Быстров) со спокойной решимостью готов принять мученическую смерть во имя дружбы, вызывая восхищение своей стойкостью. Гордый мститель Шейлок (Сергей Сосновский), не желающий терпеть унижение, неистов в своем проигрыше, заслуживая не только сострадание, но и уважение. Впрочем, Порция здесь тоже проиграла, но в спектакле она слишком умна, чтобы кто-то об этом догадался.

 

Режиссер: Е. Половцева.

Художник: Э. Капелюш.



Увеличить Увеличить Увеличить Увеличить Увеличить Увеличить

См. также:


 ТРЕТИЙ ЗВОНОК
 Ближайшие премьеры
 После репетиции
 Зеркало сцены
 Сны массовки
 Бенефис
 Выбор зрителя
информационная поддержка:
журнал "Театральная Афиша"
разработка и дизайн:
SFT Company, ©1998 - 2005