|
|
Елена Алдашева
09.08.2022 Разглядеть лицо за маскойТеатр им. Евг. ВахтанговаФ. Зеллер«Обратная сторона медали»Актер Вахтанговского театра Эльдар Трамов выпустил свой режиссерский дебют – камерный спектакль «Обратная сторона медали» по пьесе суперпопулярного французского драматурга Флориана Зеллера. Соавтор Трамова – художник Максим Обрезков – придумал визуальное решение, напоминающее коробочку с секретом: бытовая история обрастает психологической и экзистенциальной глубиной, а позади героев, поначалу зажатых на узкой полоске авансцены, распахиваются стены, открывая новые глубины. Но быта нет – почти пустое пространство без реквизита. Нет в «Обратной стороне медали» и трагедии в чистом виде, а потому создатели стилизуют ее под «зрительские» киножанры – комедию, психологическую драму, мелодраму, ромком… Язык спектакля лаконичен, режиссер сосредоточен на внутренней жизни героев. Но здесь сознательно играют в пародию на манерность и статуарность «большого стиля», опрокинутого в плоскость современной и отнюдь не эпической истории. Для создателей это здоровая самоирония, но герои, доведенные в графичности до гротеска, продолжают важный принцип эстетики театра – разглядеть лицо за маской. Герои Зеллера, помимо реплик, произносят внутренние монологи: зритель знает, что у них на уме, что они постоянно лгут, причем не только другим. Тут и сложность: когда кажется, что все сказано, бездна невыраженного и непонятого уже не вмещается во все углубляющееся пространство сцены. Герои уйдут в финале в закулисный «карман» – нефильтрованную реальность. Но до того будет ерзать и ломать руки в чеховской драме несостоявшегося праздника и потраченной жизни Даниэль (Евгений Князев), искусает губы его жена Изабель (Яна Соболевская), колючая от страха ненужности, умная и злая. Оба играют в жизнь, как в театр и как в шахматы, будто можно выиграть партию, правильно меняя маски. Общей финальной репликой «Я гений!» решат, что победили. А их гости, давний друг Патрик (Игорь Карташев), в модной кожаной куртке, с «элвисовым» коком на голове, и его юная подруга, наряженная «под Мэрилин», став триггерами, останутся загадкой: они тоже не те, кем кажутся. Беда в том, что никто из героев не знает самого себя. А вот зритель может и с грустью, и со смехом узнавать себя в этих благополучных французах. Хотя бы потому, что и они, и мы немного чеховские недотепы, даже если не признаемся себе в этом. Режиссер-постановщик: Э. Трамов. Сценография и костюмы: М. Обрезков.
Автор : Елена Алдашева
Редакция журнала "Театральная Афиша"
Пишите нам: afisha@teatr.ru главная страница | Реклама на сайте | театральный клуб | третий звонок | рекомендуем спектакли | ссылки | журнал |
|
|