Театральная Афиша
реклама на сайте театральный клуб третий звонок рекомендуем спектакли ссылки журнал
Rambler's Top100




Ольга Романцова
12.11.2022

Право на творческий поиск

Театр «Ромэн»
К. Гольдони
«Слуга двух господ»

В театре «Ромэн» состоялся эксперимент: впервые за новейшую историю этого театра здесь сыграли премьеру спектакля, где нет цыганских песен, танцев или перекличек с романтическим цыганским фольклором. Николай Лекарев-младший поставил «Слугу двух господ» по комедии К. Гольдони в непривычном для «Ромэна» стиле. Несмотря на это, спектакль радует своей неиссякаемой энергией, жизнеутверждающей силой, выразительными характерами героев и настоящим фейерверком комических ситуаций.  
Спектакль начинается с затемнения, и зрители слышат, как через зал по проходу кто-то стремительно бежит. Когда зажигается свет, на авансцене сидит худощавый молодой человек в костюме, украшенном разноцветными треугольниками. Это Труффальдино (Сергей Богданов, – самый молодой артист театра «Ромэн», впервые сыгравший главную роль). Он поднимается на сцену, где, застыв в картинных позах, словно фигурки на фарфоровых часах XVIII столетия стоят Клариче и Сильвио, Панталоне и Доктор Ломбарди. Труффальдино прикасается к ним, и они, как будто зарядившись его энергией, начинают двигаться, разговаривать – и это завязка захватывающей истории.
Ее сюжет хорошо известен по одноименному фильму с Константином Райкиным в главной роли. Труффальдино, приехавший из родного Бергамо (городок в 50 километрах от Милана), нанимается слугой к двум синьорам. Один из его хозяев – Федерико Распони, на самом деле это его сестра Беатриче, переодетая в мужское платье и выдающая себя за брата. Она ищет жениха Флориндо Аретузи, сбежавшего из Турина (брат Беатриче убит, и Флориндо в этом обвинен). Второй хозяин Труффальдино – беглец Флориндо. Влюбленные живут в одной гостинице, пока не зная друг о друге. Появление Федерико/Беатриче расстраивает счастье еще одной влюбленной пары: Клариче и Сильвио должны были пожениться, но отец девушки Панталоне давно обещал Клариче в жены Федерико.
Режиссер Николай Лекарев-младший в своей версии «Слуги двух господ» не пытается подражать известному фильму. Это его третий спектакль на сцене театра «Ромэн», и с каждым разом режиссер работает все интереснее.  В этой постановке он справился с двумя сложными задачами: освободить комедию Гольдони от хрестоматийного глянца, приблизив героев драматурга к современным типажам, а еще, избавить играющих в спектакле актеров от привычного стиля существования на сцене. Кроме того, Лекарев-младший добавил в классический сюжет изрядную долю иронии. К примеру, Сильвио (Стэфэн Джелакаев) движется медленно, очень медленно и разговаривает так, будто каждое слово дается ему с трудом, напоминая Терминатора в ранних фильмах этой франшизы. Сильвио «оттаивает», превращаясь в обычного человека, только рядом с Клариче. Хлопочет как курица-наседка добродушный Панталоне (Александр Рубенчик), украсивший свою бороду кокетливым цветным бантиком. 
Художница Анастасия Романцова создала на сцене атмосферу солнечного южного дня и ощущение импровизированного спектакля бродячей труппы. С колосников свисают легкие занавески, меняющие расцветку в зависимости от места действия, нарочито бутафорские светлые «мраморные» заборчики, украшенные сверху цветами, свободно переставляются. А арлекин (название верхней части сцены перед занавесом оказалось созвучным имени маски из комедии дель арте) напоминает белоснежную треуголку. Возможно поэтому у слуги двух господ в спектакле и нет головного убора. Художник по костюмам Мария Манюк работает в том же стиле.
Сергей Богданов играет Труффальдино слегка нескладным пареньком, по-крестьянски хитроумным и простодушным, жизнерадостным и не унывающим в любых обстоятельствах. Неудивительно, что он так понравился и Флориндо, и Беатриче. За эти качества хозяева прощают ему и досадные промахи, и серьезные проступки – к примеру, то, что слуга в пылу спора с хозяином гостиницы о том, в какой последовательности подать и расставить блюда на обеденном столе, разорвал на куски ценный вексель и разложил на полу, демонстрируя подачу. Прислуживая двум господам, Труффальдино носится по сцене, устраивая веселую чехарду, и искренне желает добра каждому из своих хозяев, симпатизируя каждому из них. Но он слишком юн, чтобы принимать их переживания всерьез, для него все происходящее – игра. Он понимает только, что они влюблены, поскольку сам впервые в жизни влюблен в шуструю служанку Смеральдину.  
Изящная Клариче (Луиза Аббасова) выглядит хрупкой, как фарфоровая статуэтка, то и дело падает в обморок и разговаривает со всеми, кроме Сильвио, тоненьким кукольным голоском. Но, как известно, в тихом омуте черти водятся. На то, что Клариче еще покажет свой истинный нрав, недвусмысленно намекает сцена ссоры с Сильвио, Ее верная союзница служанка Смеральдина (Патрина Шаркози) – круглолицая, статная, как говорится, кровь с молоком. охотно помогает госпоже. Эта служанка любит пошутить. Единственное ее слабое место – мечта о любви и замужестве. Достойных претендентов в Венеции, видимо, не нашлось, поэтому Смеральдину так раззадорили страстные взгляды Труффальдино. Она влюбляется, и, когда во время танца худенький Труффальдино пытается ее поднять и не может, она сама его поднимает.
Флориндо Аретузи (Сергей Сураков) выглядит благородным авантюристом и баловнем судьбы, который воспринимает как очередной ее подарок сто дукатов, принесенных слугой. И ему снова повезет: в финале выяснится, что убийца брата Беатриче найден и можно спокойно возвращаться в Турин с молодой женой.
Беатриче Распони (Анжела Лекарева) полна кипучей энергии и дерется на шпагах с азартом заправского дуэлянта. Актриса легко справляется с ролью незаурядной по меркам Гольдони девушки, переодевшейся в мужское платье, которая изображает собственного брата и ведет себя как подобает благородному синьору. При этом рисунок роли не выглядит пародийным: Лекарева носит мужской костюм, не теряя озорного куража.  И образ Беатриче, сильной женщины с мужской волей, сближает историю с нынешними реалиями.
Эксперимент в театре «Ромэн» прошел успешно. Право на творческий поиск есть у всех, но к сожалению, не у всех есть желание им воспользоваться. Тем радостнее, когда это происходит.

Автор : Ольга Романцова


информационная поддержка:
журнал "Театральная Афиша"
разработка и дизайн:
SFT Company, ©1998 - 2005