Театральная Афиша
реклама на сайте театральный клуб третий звонок рекомендуем спектакли ссылки журнал
Rambler's Top100




Ольга Романцова
02.05.2023

На перекрестке времен и судеб

Театр «Ромэн»

Кабаре «Зеленая лампа»

Иммерсивный музыкальный спектакль 

Граф Ладислас Рогозинский жил в начале прошлого столетия между Петербургом и Киевом, Ниццей и Парижем. Его воспоминания положены в основу пьесы «Кабаре «Зеленая лампа». Судьба Рогозинского связана с событиями ХХ века: декаданс, расцвет новых поэтических направлений – от акмеизма до футуризма, Русско-японская и Первая мировая войны, Октябрьская революция. Подробный рассказ о ней потребовал бы возможностей Голливуда. Автор концепции и режиссер Натали Конио Товен превратила воспоминания Рогозинского в иммерсивный спектакль «Кабаре «Зеленая лампа» в цыганском театре «Ромэн», создав его уникальное пространство в сотворчестве с молодой художницей Анастасией Романцовой. С этой постановкой «Ромэн» был приглашен в июле 2021 года во Францию на фестиваль «Русские сезоны в Авиньоне», но из-за ограничений, вызванных коронавирусом, поездку отменили.

Когда Ладислас Рогозинский (Артур Богданов), стоя на мраморной лестнице, начинает свой рассказ, внезапно осознаешь, сколько тайн скрывает пространство театра «Ромэн» и как красивы его интерьеры. Пройдя вслед за графом зрительный зал, попадаешь в белое фойе с изящными люстрами, где сидят актеры, участники спектакля: хозяйка кабаре Наташа (Татьяна Репина), его музыкальный руководитель Леонид (Николай Лекарев), Нина, тайный член партии большевиков (Мадина Дубаева) и остальные. Они, словно герои старинных портретов, оживают от прикосновений графа, вызвавшего их из небытия. Держа у лица тоненькую портретную рамочку, каждый произносит ключевую фразу своего персонажа.    

И тут начинается самое интересное. При входе в театр зрителям выдали карточки-прог­раммки разного цвета – красные и белые. Обладатели красных карточек отправляются в путешествие по коридорам и пространствам «Ромэна». Оно похоже на захватывающую одиссею, когда даже знакомые предметы кажутся какими-то фантастическими. 

Таинственно мерцают маленькие фонарики в руках проводников, которые приводят зрителей в подземелье со сводами, где возникают проекции картин художников-авангардистов (видео Ромэн Картье), а юные футуристы (Стэфэн Киященко, Сергей Богданов, Мадина Дубаева), которых вдохновляют мечты о переустройстве мира, показывают свои перформансы. В другой комнате у пианино читают стихи Хлебникова и Крученых, звучащие так естественно, будто актеры сочинили их только что. Проводники ведут дальше, и оказывается, что у Наташи не одно, а два кабаре. Белый зал, где выступают цыганские артисты и бывшая оперная певица Надежда (страстная Валерия Янышева), – там оказались зрители с белыми карточками. И его «подпольный двойник» – зал, украшенный фрагментами авангардистских картин. Здесь слушать цыган собираются бедные поэты, художники и революционеры, и возникает гремучая смесь цыганского искусства и русского авангарда. В «красном» кабаре читают стихи Блока и Бурлюка, спорят приверженцы классики и новых форм. Здесь бродит «призрак коммунизма»: на столик могут подбросить революционную листовку, и шныряют шпионы охранки. Ткань действия сплетена так хитро, что только потом понимаешь, как тонко соединены в ней разные темы и сюжетные ходы. Актеры поражают подлинностью существования. А искренность и страсть, с которой актрисы читают стихи Ахматовой, заслуживают отдельной статьи. 

«Я очень хотела, чтобы зрители узнали, каким может быть цыганский театр: это ведь не обязательно концертные костюмированные программы! Цыганские театрализованные концерты замечательны, но это традиционный вариант, а в «Ромэне» мы сделали современный спектакль. Думаю, французской публике очень понравились бы авангардные фрагменты «Зеленой лампы»: стихи Хлебникова и Маяковского, хореография в духе биомеханики и, конечно, видеоряд и современная музыка Ромэна Картье», – говорит режиссер Натали Конио Товен.

«Мы очень легко и быстро нашли общий язык с Натали. Возможно, потому, что и ей, и мне очень нравится стилистика 1920–30-х годов. Нам хотелось сделать иммерсивный спектакль, где все находятся в поиске: и зритель, и техническая группа, и в какой-то степени актеры. Опыт создания иммерсивного спектакля был для всех нас опытом импровизации: тебе что-то предлагают, ты соглашаешься и добавляешь что-то свое. Остальные поступают так же. В этой работе важно, что мы с Натали друг друга подхватывали, что-то еще предлагали, и это работало на общую идею», – говорит Анастасия Романцова. Она считает, что театр «Ромэн» подходит для таких экспериментов. «Здесь много интересных пространств. Например, мы приводим зрителей в старый буфет теат­ра, который никак не использовался и был закрыт. Я случайно попала туда за пару лет до постановки. Хотелось бы привести зрителей в другие закоулки и пространства театра, но этого нельзя сделать, не нарушив правила пожарной безопасности», – добавляет она.

В уютном белом зале, где посетители кабаре, сидя за столиками, слушают цыганские песни и романсы, все благополучно только на первый взгляд. Одна из цыганок вдруг начинает пророчествовать: «Я вижу большие перемены!» Рогозинский, лихо отбивавший чечетку, неожиданно падает. Цыганские песни перебивает «Черный ворон», напоминает о Русско-японской войне ворвавшийся вальс «На сопках Маньчжурии». Под звуки полонеза Огинского вспоминаешь его второе название – «Прощание с Родиной». Совсем скоро привычный уклад жизни будет разрушен и многие посетители кабаре окажутся в эмиграции. 

К финалу спектакля красная и белая группы снова встречаются в зале театра «Ромэн». И тут «красные» понимают, что их кабаре находилось на сцене, и теперь они видят его с другой стороны. «Нам было важно разделение зрителей на две группы и разный опыт, который они получили во время спектакля. Мне было интересно создать два разных пространства и хотелось, чтобы люди, раньше сидевшие на сцене, только придя в зрительный зал, смогли полностью увидеть пространство, где они находились. Сначала они видели какие-то прямоугольники, линии, вертикали, и у них возникало ощущение, что это часть какой-то большой картины. А в зрительном зале у них появилась возможность увидеть картину, частью которой они были», – говорит Анастасия Романцова.

Это композиции нового времени – разноцветные геометрические фигуры в стиле картин Кандинского. И снова звучат стихи Маяковского, наполненные силой и цыганской страстью. Пересказывать сюжеты спектакля «Кабаре «Зеленая лампа», возникающие из-за переплетения времен и человеческих судеб, занятие бессмысленное и бесполезное. Этот спектакль надо смотреть.

Автор : Ольга Романцова


информационная поддержка:
журнал "Театральная Афиша"
разработка и дизайн:
SFT Company, ©1998 - 2005