Люблю абстрактные произведения искусства, когда, благодаря таланту автора, фантазия отправляется познавать невероятные миры, а в мозгу рождаются неожиданные ассоциации. Пластический спектакль "Дон Кихот", придуманный Ксенией Михеевой и поставленный в "Театре Москвы", как раз из таких. Его название – лишь стартовая площадка для погружения в исследование человеческой природы. Да, в спектакле есть долговязый, голенастый и нелепый Дон Кихот – и даже два. И Санчо Панса тоже есть в двойном экземпляре. Как и положено, хозяйственный и хлопотливый оруженосец заботится о своем рыцаре, хотя и считает, что у того чердак не в порядке. Да и все привычные атрибуты на месте. И ничего, что вместо копья садовая лопата, а вместо щита паролоновая толщинка. Зато множество подвигов ждет героев Сервантеса. А зачем же тогда в спектакле дубли персонажей? Дело в том, что это вовсе не дубли, у нас два комплекта героев: мужской и женский. Вот с этого момента все и начинается. Земля заселена не андрогинами, на ней сосуществуют два племени – женское и мужское. По сравнению с гендерными, все остальные отличия – чепуха. И Ксения Михеева очертя голову бросается в исследование противоположностей. Спектакль идет один час и двадцать минут, но в него заложено столько символов, конфликтов, метафор и открытий, что к финалу голова лопается от обрушившихся на нее впечатлений и хочется попросить пощады. Абсолютно великолепна Анастасия Вядро в женском варианте Дона Кихота. Высоченная, да еще и поставленная на гигантские шпильки, она зримо доказывает преимущество женского начала над мужским. Дон Кихот (мужчина) – Сергей Саркиц – почти сразу становится ведомым. Гуттаперчивый Александр Алехин – Санчо Панса – беззлобно подшучивает над хозяином, а Ксения Михеева в женском варианте оруженосца демонстрирует беспредельные возможности человеческого тела. Спектакль "Дон Кихот" "Театра Москвы" отнюдь не перегружен философией – есть в нем и клоунада, и эротизм. А еще в спектакле есть пятое действующее лицо – свет. Свет дает посыл движению и обнажает чувства. Художник по свету Тимур Саитов превращает пространство сцены в космос, наполненный бесконечным количеством ветряных мельниц.
|