Почему-то постaновки, сделaнные в классическом стиле, считaют скучными, а потому тaкие спектaкли вымирают как мамонты. Хочется спросить тех, кто тaк считает: а вы в театре "У Моста" бывали? Много лет хожу на гaстроли пермского театра, художественный руководитель которого Сергей Федотов не устает утверждать, что классику надо ставить как классику, и не припомню, чтобы я там скучала. На нынешних гастролях посмотрела спектакль "Вий". Он идет уже семь лет, неоднократно привозился в Москву, а все равно в зале некуда было яблоку упасть. Казалось бы, пронизанное мистикой гоголевское произведение совсем не годится для сцены. Взять хотя бы полеты дьяволиц и явление всякой нечисти. В кино спецэффекты помогают, а в театре, когда все происходит здесь и сейчас, прямо под носами у зрителей... Но Сергей Федотов, видимо, обладает особыми магическими способностями и умением творить чудеса. Причем его спектакли всегда очень осязаемы, основательны и насыщены множеством аутентичных предметов. Тын – так настоящий тын, крынка такая, что и в позапрошлом веке пользовали. Костюмы на актерах до мелочей повторяют одежду малороссов. А как актеры театра "У Моста" вкусно на сцене пьют горилку, как красиво казаки поют, как азартно дерутся. Спектакль "Вий" так устроен, что почти сразу проваливаешься в действие и забываешь, что ты в театре. Явление инфернальной нечисти столь реалистично, что начинаешь верить в ее осязаемость. А вспоминаешь потом, как все было устроено, и поражаешься простоте мизансцен. Но не каждому дано такое придумать. Мельчайшие штрихи добавляют действию магии – не случайно Параска (Татьяна Улановская) и Панночка (Виолетта Дьякова) не появляются одновременно на сцене, закрадывается подозрение, что не спроста вторая приходит только когда первая исчезает: частичка чёрта в нас! Но для создания театральной магии только режиссерского мастерства недостаточно, нужны еще и актеры. Ах, какие в театре "У Моста" великолепные актеры! Что ни роль, то попадание в яблочко. Василий Скиданов – Хома Брут, Владимир Ильин – Явтух, Илья Бабошин – Спирид, Виталий Швец – Дорош, Андрей Козлов – Пан Сотник. Что ни роль, так яркий и сочный образ. Даже обидно становится, когда спектакль заканчивается. Смотрела бы и смотрела. А теперь остается только ждать следующих гастролей. Надеюсь, они не за горами. |