Посмотрела в Электротеатре Станиславский очень теплый спектакль "Моя тетрадь в клеточку". Спектакль весьма нехарактерный для этого театра, мчащегося экспрессом в театральное будущее и показывающего всегда нечто экстраавангардное, неожиданное. А тут тихая беседа, монолог о прожитом. Герой с рюкзаком и гитарой вместе со зрителями спускается в зал и, посидев во втором ряду, как бы нехотя, выходит на сцену. Возникает ощущение, что мы собрались на кухне и друг семьи вдруг разоткровничился и ударился в воспоминания, или случайный попутчик, пассажир плацкартного вагона, после третьей разоткровенничался и распахнул душу. Собственно, с поезда и с попутчиков рассказ и начинается, а ведет его неспешно и чуть задумчиво актер Александр Синюков, написавший текст к спектаклю и украсивший его рисунками, сменяющими друг друга на заднике сцены. Хорошие рисунки — запоминаются. Особенно с одинокой девочкой на лесной дороге, за которой идут волки. Девочка — это мама рассказчика. Рассказывает он и об отце, и о друзьях детства, и об учителях. Обыкновенные воспоминания, такими каждый может поделиться, но не каждого так интересно слушать. Очень быстро зрители перестают чувствовать себя чужими, и в зале возникает ощущение сообщества давних друзей, вдруг собравшихся после долгой разлуки. Режиссер спектакля Владимир Дегтеренко придумал множество душевных мелочей, так украшающих рассказ. Из рюкзака возникают куклы, как воспоминания о школьных влюбленностях, паровоз, подтверждающий любовь к путешествиям, карта Москвы, как сбывшаяся детская мечта о столице. Рассказы и смешные, и грустные, а иногда столь драматические, что замирает сердце. Потеря торта меня очень расстроила, но это понятно лишь пережившим девяностые. Да и гитара в спектакле не просто красивый реквизит, а партнер и соавтор. Время от времени Александр Синюков напевает песни собственного сочинения, удачно вплетающиеся в рассказ. В финале герой, собрав рюкзак и захватив гитару, уходит через зал. Наш современник, вдруг приоткрывший свою душу.
|