Как сказал Далай Лама четырнадцатый: "Мир несовершенен, поскольку мы несовершенны". В результате несовершенство мира приводит ко многим проблемам, парадоксам и ставит порой перед нами неразрешимые вопросы. Например: сколько денег можно занять у друга, чтобы остаться друзьями, мечтать полезно или вредно, надо ли ставить перед собой недостижимые цели и насколько важен для человека теплый запах собственного дома. Нельзя сказать, что посмотрев в театре Школа Современной Пьесы спектакль "Дом", поставленный Иосифом Райхельгаузом по пьесе Евгения Гришковца и Анны Мартинсон, мы получим ответы, скорее наоборот - спектакль ставит вопросы, заостряя их и переводя из бытового ракурса в философский. Сюжет спектакля прост и незамысловат: Игорь - врач отоларинголог и по совместительству главный герой спектакля - мечтает обрести большой и гостеприимный дом, способный стать семейным гнездом и личной крепостью. Есть старая английская песенка про дом. В ней поется про существенную разницу между house и home. И то, и другое переводится как дом, но первое – просто сооружение, а второе – это его уют, это про коврик у входа и слоников на камине. Игорю не хватает именно дома как home. Желание иметь свой личный house рождает в его жизни настоящий хаос: воплощение мечты требует немалых затрат и начинается хождение в поисках денег по друзьям, скорее напоминающее хождение по мукам. Мечту о собственном доме зачеркивают друзья-приятели. Денег не дают, дают кое-что получше – советы, и, порой, толковые. Первый друг домовладелец проклинает тот день, когда решил обзавестись этой головной болью и умело отговаривает героя от роковой ошибки. Второй – друг принципиальный и денег также принципиально не дает - только под процент. Третий боится, что давать деньги другу-врачу небезопасно, четвертый – бывший однокурсник – не имеет возможности занять, да и если бы имел, не ссудил бы, ибо дом – не предмет первой необходимости, а пятый и вовсе оказывается не другом, а конкурентом-инвестором. Придется даже обратиться к женщине из темного прошлого, и оставить ее там же… Хорошо хоть близкие люди: жена, дети, теща с тестем пытаются поддержать Игоря, хоть как-то помочь ему в сложившейся ситуации. "Дом" - название не про здание, "Дом" - про жизнь, что нас окружает. А спектакль "Дом" театра Школа Современной Пьесы именно нас окружает, мы здесь не зрители, мы - соавторы спектакля: здесь нет зала и нет сцены - есть единое пространство сопереживания и сочувствия. Актеры сидят рядом с нами, проходят почти задевая рукавами, а зрители ощущают себя безмолвными тенями, невольно вторгшимися в чужую жизнь.
|