Под самое закрытие сезона на малой сцене театра имени Армена Джигарханяна состоялся предпоказ спектакля "История любовная" в постановке Виталия Салтыкова. Роман Ивана Шмелева "История любовная"вышел в свет в 1927 году в Париже и в его основу легли воспоминания автора о юности, о Москве, о родном Замоскворечье. Шмелев отзывался об этом романе так: "Вещь легкая. Будто сидишь в кинемо и - всякие представления! <…> Вопросов не ставлю и не разрешаю. <…> Героев не имеется, а жители. Любовей больше чем достаточно… Романтизма - хорошая доля есть. Но… с прищуром". "История любовная" развивается как бы на сниженном уровне "Первой любви" Тургенева. Герой романа Шмелева ищет Зинаиду в окружающем мире. Идя на предпоказ, я недоумевала, как можно роман, чтению которого я посвятила три вечера, утрамбовать в спектакль, идущий чуть более полутора часов. Но, к моему удивлению, это почти получилось. Главное, что тактично и ненавязчиво переданы метания главного героя в поисках первой любви, присутствует и аура особого Шмелевского текста. Актеры Театра Джигарханяна так же молоды, как и герои повести, а потому им без труда удается донести до зрителей и юношеский романтизм Тони – пятнадцатилетнего главного героя романа Ивана Шмелева, и юношеский показной цинизм его приятелей-гимназистов, и жертвенную любовь горничной Паши, и комичную соблазнительность акушерки с нежным именем Серафима. Добро и зло, любовь и грех. Юношеские, даже мальчишеские, метания, размышления. Искренние, эмоциональные. И вот что удивительно: пробуждение чувственности, мысли о запретном - этого так много как в книге, так и в спектакле, но нет таких сцен, таких моментов из-за которых мне бы было неудобно книгу, а также спектакль кому-то рекомендовать. Интересна работа сценографа, которому удается на абсолютно пустой сцене создать романтический мир Тони. Большая часть спектакля отдана романсам в исполнении молодых актеров. В этих романсах я вижу как достоинства, так и недостатки спектакля. Иногда романсов уж слишком много, они выпирают из действия, заслоняя его собою. Некоторые из них я предложила бы сократить, оставив один - два куплета, этого было бы достаточно для создания настроения и удалось бы избежать перетягивания одеяла. Я понимаю, что актеры, участвующие в спектакле, очень музыкальны и прекрасно поют, резать по живому больно, но, мне кажется это пошло бы на пользу спектаклю, премьера которого намечена на 3 октября 2021 года — день открытия сезона и день рождения Армена Борисовича Джигарханяна, а также на 4 октября — день рождения автора повести, Ивана Шмелева.
|