Театральная Афиша
реклама на сайте театральный клуб третий звонок рекомендуем спектакли ссылки журнал
Rambler's Top100


 
Оранжевая мама - Дети это весело! Слинги, статьи, книги, фотогаллереи...

Общие разговоры: «Бобок» на Экспериментальной сцене Театра Российской Армии

    «Бобок» на Экспериментальной сцене Театра Российской Армии от {Елена} 06.12.21 22:14
    ответитьx
    Как я случайно узнала из поста своей театральной знакомой, в колонке «Культурная неделя. Выбор «Известий» от 02.12.2021 среди шести наименований указан и спектакль «Бобок», премьера которого состоялась 03.12.2021 на Экспериментальной сцене Театра Российской Армии.
    Не могу согласиться с этим выбором…
    Есть такое понятие – «кино не для всех». Так вот и этот спектакль, очень интересная и, безусловно, талантливая работа Сергея Тонышева (выпускник РАТИ-ГИТИС, курс Сергея Женовача), однозначно, не рассчитан на широкую массу зрителей. А вот для небольшого пространства Экспериментальной сцены ЦАТРА он просто находка!
    Нынешним летом Театр Российской Армии провел Мастерскую молодой режиссуры «Достоевский рядом», посвященную 200-летию со дня рождения Ф.М. Достоевского. Два эскиза -«Бобок» и «22.12.1849» приняты для дальнейшей постановки в театре.
    Сценография главного художника Театра Российской Армии Анастасии Глебовой. Костюмы – художник Константин Шамрин. Художник по свету – Александра-Виктория Чаян. Музыкальное оформление – Сергей Тонышев.
    «Бобок», один из самых коротких рассказов Достоевского, является «почти микрокосмом всего его творчества». В нем считываются предшественники и предтечи других героев большой прозы писателя.
    Сергей Тонышев сделал этот рассказ фантасмагорическим прологом к инсценировке нескольких глав романа «Братья Карамазовы».
    Вместе с рассказчиком «Бобка», журналистом, спившимся до галлюцинаций (актер Александр Макаров) зритель попадает на кладбище…
    Герой повествования (согласно программке «одно фантастическое лицо», пусть это будет «ОН») услышал на безлюдном, казалось бы, кладбище, какие-то глухие звуки, которые оказываются людской речью. Прислушавшись, ОН удостоверился, что это беседы покойников, погребенных рядом. Оказывается, что через некоторое время после смерти покойник возрождается к «жизни». Положенные в гроб в течение двух-трех месяцев сохраняют ум и имеют возможность для беседы друг с другом. И даже когда тело истлело, изнутри гроба раздаются бессмысленные слова – «бобок, бобок».
    ОН внимает диалогам недавних покойников. Волею режиссера множество мертвецов, и мужчин и женщин, в спектакле виртуозно исполняют лишь два актера – Дмитрий Оболонков («Старуха») и Даниил Штейн («Другая старуха»).
    Все действие пролога проходит чуть ли не в кромешной темноте, из которой рассказчик фонариком выхватывает лица молниеносно перемещающихся по сцене «покойников», которые то сливаются со стенами, то пытаются проникнуть за покрывающую их проволочную сетку, и ведут с рассказчиком и зрителями игру, замешанную на смеси комического и трагического.
    Люблю, когда спектакль дает «пищу для ума». Дома нашла множество толкований понятия «бобок» (оказывается, короткому рассказу Федора Михайловича посвящено огромное количество статей!!!) и кроме главного -что это некое новое состояние, которого достигает мертвец через определённый промежуток времени, наткнулась на одно, весьма интересное:
    «Бобок» по толковому словарю Ушакова значит «маленький боб», или «косточка плода, ягоды, фрукта». То есть это - зерно, которое имеет шанс или прорасти, или погибнуть. А может не прорасти, а просто лежать без толку. Ни живое и ни мертвое…
    В понимании Достоевского существует три варианта вечной участи - спасение, погибель и... остаться «бобком». Непроросшим ничем».
    Думаю, что именно это и является ключиком к пониманию задумки режиссера о продолжении спектакля «Бобок» сценами из «Братьев Карамазовых».
    На сцену выходят брат Алеша (Юрий Сазонов) и брат Иван (Максим Чиков), ведущие свои вечные споры – диалоги о том, что есть спасение, а что есть погибель…
    Появляется в спектакле и Великий инквизитор, заглавный герой «поэмы» Ивана Карамазова (Мария Шмаевич) и зритель долго внимает его монологу…
    А вот собирательный персонаж Катиш (Диана Борина), каюсь, так и остался мной неразгаданным!
    Очень рада, что молодой и уже весьма востребованный режиссер Сергей Тонышев не гоняется за легким успехом, предлагая зрителю свое видение прозы великого Достоевск...
в началоназадсообщения 1 - 1 из 1 вперед

login:
password:

информационная поддержка:
журнал "Театральная Афиша"
разработка и дизайн:
SFT Company, ©1998 - 2005