Музыкальная редакция Евгения Колобова. Режиссер Алла Сигалова. Сценография Эрнста Гейдебрехта.
«Такого профессионального во всех компонентах, цельного и непредсказуемого спектакля не только в Новой опере, но и во всей Москве не видывали давно» - написала о нем газета «Культура» в ноябре 1999 года.
Да, да – «Травиата» идет на сцене Новой оперы аж с прошлого века! Но благодаря блестящей постановке и отличному ее исполнению артистами этого театра - по сей день собирает полные залы.
Сюжет известен даже не знатокам оперного искусства – кто-то читал роман А. Дюма-сына «Дама с камелиями», кто-то видел одну из многочисленных его экранизаций, я же, вдобавок, еще умудрилась посмотреть несколько лет назад и одноименный балет в Большом театре.
Роман повествует о любви между парижской куртизанкой и романтичным молодым человеком. Прототипом героини являлась возлюбленная Дюма - Мари Дюплесси, которая в 23 года умерла от туберкулёза. Из-за болезни сильные запахи были для неё непереносимы; аромат роз или гиацинтов вызывал головокружение, поэтому она любила камелии, которые почти не пахнут…
В 1848 году Дюма, переработав роман в пьесу, с большим трудом добился ее постановки. На премьере присутствовал Верди, который, заинтересовавшись, принялся за создание оперы и сотворил шедевр, вот уже полтора столетия не сходящий с ведущих оперных сцен!
Дюма, послушав оперу «Травиата», содержание которой было ему, как никому, знакомо, был поражен. Он считал, что Верди обессмертил его «Даму с камелиями», о которой через полвека никто, по мнению писателя, и не вспомнил бы.
В редакции Евгения Колобова опера сокращена с трех актов до двух, но эти изменения не коснулись сути произведения, сокращения, наоборот, лишь подчеркнули характеры героев и приковали все внимание зрителей к развитию их отношений.
Мне очень понравилась эстетика спектакля. Декорации в стиле хайтек. Светильник-паук, который то складывает свои «щупальцы» с софитами, то грозно нависает, занимая чуть ли не все пространство сцены.
В декорациях и в костюмах преобладает черный цвет – цвет траура.
Спектакль Аллы Сигаловой начинается именно со смерти главной героини. А затем идут воспоминания Альфреда…
По мнению многих современных специалистов, музыка оперы отмечена психологической глубиной. Композитор стремился передать в ней оттенки душевного состояния героев.
Мне трудно судить, насколько это так, но все два часа я наблюдала, как Виолетта, в прекрасном исполнении Марии Буйносовой (сопрано) билась и металась, словно раненая птица, пытаясь вырваться из замкнутого круга собственной судьбы! Её завораживающе красивый голос был полон такого страдания и боли, что никого не оставил равнодушным!
Мощный, в прямом и переносном смысле, образ создал и Александр Мартынов (баритон), исполнявший роль Жоржа Жермона – виновника того, что счастье его сына было так недолговечно.
А вот Сергей Писарев (тенор, солист горячо любимого мною Арт-проекта «Тенора XXI века») в роли Альфреда не произвел на меня должного впечатления…
В спектакле очень хорошо поставлены и исполнены массовые сцены, которых здесь не так и много.
Оркестр – выше всех похвал (дирижер Дмитрий Волосников).
Из немногочисленных оперных спектаклей, виденных мной в «Новой опере», этот показался мне наиболее сильным по эмоциональному воздействию на зрителя.
|