Театральная Афиша
реклама на сайте театральный клуб третий звонок рекомендуем спектакли ссылки журнал
Rambler's Top100


Место для рекламы

НАБУККО
Зрительские отзывы

Просьба все замечания, касающиеся неточности в информации о спектакле, а также модерирования отзывов оставлять не здесь, а направить письмо администраторам сайта: afisha@teatr.ru

  Елена07.12.2019  
 Чудесные мелодии и голоса в нелогично осовремененной постановке

Условность сюжетов большинства опер давно уже перестала раздражать мой мозг. Но вот добавление к этой общесмысловой нелогичности «смелых» режиссерских решений порой ставят в тупик. Зачем? Зачем переносить время действия повествования из дохристианских времен в условные времена первой-второй мировых войн. Может оно и ближе по времени, но основные коллизии сюжета связаны с темой, как мне показалось, веры в истинного Бога, а для притянутого периода религиозность совершенно не характерна. Отсюда происходит не оправдание поступков героев, а наслоение несуразностей.
По сюжету. Власть из рук в руки переходит моментально: белые и красные — все такие разные... И дело не в истинном завоевании и порабощении, а в предательстве по идейным и корыстным мотивам (темы Павлика Морозова и шекспировского Лира тесно переплелись).
По персонажам. Свой среди чужих, чужой среди своих. Это про племянника царя иудеев — Измаила. Ему дается поручение церковнослужителями: стеречь главную заложницу, попавшую в плен дочь предводителя вражеского войска вавилонян — Фенену. Но, как оказывается, в далеком мирном прошлом, когда еще не было войны, и Измаил служил послом в Вавилоне, молодые люди успели познакомиться и влюбиться. Что делает Измаил? Он отпускает пленницу, для этого ему пришлось сразиться с охраной из соотечественников. Как к нему после этого могут отнестись соплеменники. Их ответ: «Убирайся! Ты предал нас и бога. А у предателя нет собратьев!»
Возлюбленная Измаила и одновременно дочь Набукко — Фенена. Страдалица по мировоззрению. Ее позиция — слабых нельзя обижать. Измаил ее отпустил, на время она куда-то исчезает, но когда приходит весть, что войско отца одержало победу, она присоединяется к побежденным и принимает их веру.
Сестра Фенены — Абигайль — главный отрицательный персонаж. Именно она ведется на заговоры церковнослужителей, чтобы сместить отца и сестру от правления, и встать во главе новопровозглашенного правительства. Заговорщики в кожанках а-ля-Троцкий, Абигайль — то ли комиссарша, то ли служащая вермахта. Скорее второе, поскольку хитростью пытается протащить приказ о казни порабощенных евреев и собственной сестры. В основе поступков Абигайль лежат два основных мотива: личные амбиции и любовь к Измаилу, который слишком увлечен Фененой, чтобы замечать интерес к своей особе её сестры.
И наконец, Набукко — тот, чьим именем названа опера. Папа двух столь разных дочек, военачальник вавилонского войска. Чье имя было исторически несколько длиннее — Навуходоносор — но упрощающие всё чужеземцы сократили до такого несерьезного прозвища. Чувствуется, что он воин, а не правитель. Не умеет подбирать заместителей, чуть от трона — сразу переворот. Да еще Бог на него рассержен, за то что провозгласил себя равным ЕМУ! Наказание — приступы сумасшествия. И только после покаяния, рассудок возвращается и волшебным образом возникают верные союзники и соратники. Казнь иудеев отменяется. Все счастливы, кроме Абигайль. Узнав о том, что ее планы полностью разрушены, несчастная принимает яд.
Пересказала почти всё. Но слушать оперу надо не ради сюжета, а ради великолепной музыки Верди и ради голосов. Мне было легко воспринимать вещь, хотя слушала ее впервые. Легкость восприятия говорит о мелодичности произведения. Тут много хоров. Подозреваю, что именно ради известного Va pensiero, sull’ali dorate / «Лети, мысль, на золотых крыльях» — хора иудеев оплакивающих свою участь и тоскующих об утраченной родине, и был произведен режиссером декорационно-временной перенос действия.
Но мне больше понравился не этот номер, а сцена проклятия Измаила соотечественниками. По темпу очень похоже на Эндрю Ллойд Веббера - сцену казни Христа. Вот представьте себя, идете на классическую постановку, а видите в ней предвестника рок-мелодии. Очень неожиданно и интересно было такое ощутить.
 
  Дарья Сергеева06.05.2019  
 Спектакль 4.05.2019 Великолепная Абигайль в исполнении Ольги Терентьевой! Поражает владение голосом, сразу понимаешь что из всех инструментов голос самый неизведанный, он может творить чудеса, так и у Ольги Терентьевой от проникновенного пиано к мощному форте, бесконечное легато, парящий верхний регистр. Настроение у героини постоянно меняется и Терентьева показывает это голосом.
 
  Людмила22.03.2019  
 Вчера мы были на Набукко Джузеппе Верди. Имя Набукко — это сокращенное имя Навуходоносор, дада, того самого библейского вавилонского (халдейского) царя, чьими руками Бог разрушил Иерусалим, и того, кто, покорив иудеев, угнал их в рабство. И опера как раз о порабощении и освобождении израильтян. Единственное НО: Новая Опера, а точнее режиссер-постановщик Андрейс Жакарс, перенесли действие в 30-40 годы 20го века, когда евреи снова, как и века назад, оказались под угрозой порабощения и уничтожения.
Надо сказать, что перемещение оказалось на удивление органичным. Прекрасно показанное состояние евреев, собравшихся то ли в здании крупного вокзала, то ли на станции метро, в попытке укрыться от надвигающегося ужаса, их костюмы, шляпки, обувь — все максимально достоверно передает то время. А в их противниках — Набукко и его людях — легко угадываются представители фашистских режимов.
Завершающим аккордом перевоплощения становятся желтые шестиконечные звезды на груди евреев в заключительной картине оперы.
Да, перенос оказался удивительно органичным, не осталось никакой недосказанности или непонимания.

Ну, и все это на фоне прекраснейших голосов и прекраснейшей игры. Очень понравилось, как сыграла Абигейль, не смотря на то, что она здесь главная злодейка, ее было бесконечно жаль, Борис Стаценко совершенно прекрасен в роли Набукко! Но больше всего мне понравился ХОР! Дада, обычно хор создает фон, на котором происходит главное действие, а здесь, напротив, было ощущение, что все, что происходит с главными персонажами оперы, — лишь декорации, а главный в этой опере — народ! Собственно, не зря же именно ария хора стала неофицильным гимном страны на время ее войны за независимость!

Если не были, рекомендую однозначно! Билеты можно брать куда угодно, мы сидели на боковых местах партера, видно и слышно было великолепно!
 
  Павел06.10.2018  
 Спектакль 05.10.18. Очень достойное исполнение. Прекрасный Набукко ( Борис Стаценко). Потрясла вокальным мастерством Ольга Терентьева ( Абигайль) партия исполнена блистательно. Свободный верх, виртуозные переходы от верхних нот к нижним. Очень чисто исполнены каденции, в лирических местах певица пользовалась пиано. А партия то архи сложная. Очень красиво исполнила свою партию Юлия Меннибаева( Фенена). Евгений Ставинский ( Захария) очень тонкий музыкант и исполнитель. За таким народ пойдет хоть на край света.
 
  Ehidna Mau03.05.2018  
 Набукков в чёрно-бело-красном.
Наверно я старею. Я начинаю "быстро уставать, когда слушаю металл" и у меня не всегда получается получать - да-да, именно так - наслаждение от высокого оперного искусства, хотя я ещё вполне в состоянии оценить мастерство певца и красоту голоса.
На "Набукко" я пошёл ради одной сцены. Вы спросите - неужели ради хора рабов-иудеев, и я отвечу, что таки да, именно ради этого. Уже много лет в моей памяти эта музыка живёт как нечто мощное, способное потрясти небо и землю своими могучими звуками. Но одно дело слушать её в записи и в юности, живьём всё звучит по-другому...
А ведь один раз я уже через такое проходил. Когда лет двадцать без мелочи назад услышал живьём Вагнера. Я ожидал явление блистающих валькирий и Древних Богов, а услышал... Ну да, это было... Как бы так сказать... Это было "мило". Да, временами душа воспаряла, но я не чувствовал той мощи, которая должна сопровождать какого-нибудь великого Одина или кто там был ещё. Это как разница между "Чёрным кофе" (при всём уважении) и Джудас Прист.
Так вот, приблизительно такие же чувства я испытал в тот вечер в зале "Новой оперы". Может быть потому что я действительно старею, может быть это от недостатка образования, а может потому, что моя душа в тот момент была совсем в другом месте.
А поэтому я замолкаю и предоставляю слово "тайному блогеру", который временами видит то, что вижу я, но думает совсем не так как я.
Если вам всего 29, вы талантливы и хороши собой, да ещё и живёте в Италии, сможете ли вы искренне плакать о страданиях еврейского народа на реках Вавилонских?.. Думаю, что нет. Вот и малоизвестный Дж. Верди не смог. Поэтому первая его не провальная опера - "Набукко" - такая до неприличия мажорная. Все попытки композитора написать драму разбились о его солнечное дарование. Поэтому слушать оперу, в которой весь будущий ансамблевый гений Верди уже расцветает зримо , одно гедонистическое удовольствие. Пир для ушей меломана. Особенно, если поют восхитительные солисты "Новой оперы". Отдаю должное сценографии и цветовой гамме : черный - белый - королевский красный. Режиссер всеми силами старался соответствовать драматическому либретто! Идеально сценическое движение всех персонажей повествования про вавилонского царя Навуходоносора, так панибратски названного итальянцами просто Набукко ;) Но - все же, все же - как всегда в Новой! - голоса! Роскошные голоса солистов и хора, и безупречный оркестр. Вечер был незабываемым.
Мораль - если на меня что-либо не произвело впечатления, это значит только одно - это не произвело на меня впечатления по тем или иным причинам и в данный момент. Но соглашусь с "тайным блогером" - пир для ушей меломана имел место быть и это было хорошо и хорошо весьма. И поэтому - аплодисменты!
 
  Мадикен24.04.2018  
 Опера слушается легко. С моего места была видна оркестровая яма и общение дирижера Евгения Самойлова с оркестром. Оно было настолько выразительным и с юмором, особенно касательно духовых, что я невольно отвлекалась от происходящего на сцене. Оркестр, несомненно, был в ударе )
Опера идет на итальянском языке, что прекрасно, потому что этот язык очень певуч. За тем, что происходит можно следить по субтитрам и либретто, но сюжет достаточно простой, поэтому вопросов у меня не возникло. Действие, как водится, перенесено в более позднюю эпоху, видимо, во времена Муссолини, хотя точных параллелей нет. На мой взгляд, это никак не повлияло на восприятие постановки, даже наоборот сделало ее более осмысленной и современной.
Я не самый большой знаток музыки, но мне показалось, что исполнители пару раз «дали петуха», что немного расстроило. Порадовали массовые сцены, хоровое оперное пение – это впечатляет. Музыка настолько проста и изящна, что на эту оперу может пойти и получить удовольствие даже самый неподготовленный зритель.
 
  Марина10.11.2016  
 Прекрасный спектакль. Хор выше всяких похвал!
 
  Елена26.04.2015  
 Ну, слава Богу, обошлось без стриптиза как у Тителя в "Травиате", откуда вынуждены были убежать прямо из зала ! Оркестр и исполнение впоЛне приличные. А вот постановка опять неудачная. Все хотят сравняться с Мейерхольдом и Прокофьевым. Ну не получается никак! Смотреть и грустно и смешно. Опять всех спас великий Верди.
 
  Ольга Влк12.09.2013  
 ШИКАРНО И ОЧЕНЬ ДОСТОЙНО! Всё! Вокал супер! Хор шикарен! На очень высоком уровне сделано и отточено.
 
  Anna_Geo06.04.2012  
 Спектакль 05.04.2012. Я зритель очень требовательный, смотрю много оперных спектаклей, как в записях так и в живую, не только в России, но и за границей. Мнение о спектакле такое - очень качественная и стильная постановка. Костюмы, декорации, режиссура, понравилось все и очень. Были шероховатости, но незначительные. А вот исполнение было просто шикарное!!! Белецкий как всегда на высоте, вокал отличный, актер выше всяких похвал. Открыла для себя новую исполнительницу - Марину Нерабееву, очень виртуозно владеет голосом и актерские данные есть. Васильев очень нравится, тенор один из лучших в Москве и просто красавец! Спасибо Новая опера за Набукко, спасибо за Верди! все-таки Верди - это глыба!
 
  Мария23.09.2009  
 22.09.2009. Отличный спектакль сильные солисты. Интересная интерпритация оперы. Очень интересно.
Музыка конечно Божественна. Хор на высоте.Видно очень постарались. Спасибо.
 
  Алексей14.05.2007  
 Удивительная опера!
Все первое действие группа лиц, одетых в еврейские платься, пели, в основном, по-итальянски с русским акцентом на станции немецкого метро. Это незабываемо!
С нетерпением дожидался антракта, чтобы, наконец-то уйти. Периодически толкал свою спутницу под локоть, когда она начинала откровенно засыпать.
 
  ovk25.01.2007  
 Божественная музыка, любимый театр, блестящий хор, хорошие солисты. Самойлов, Попович - Браво!!!
При этом непонятная и никак не связанная с музыкой постановка.Кажется ( надеюсь, что это не так), что постановщик не знает когда и зачем великий Верди написал эту вещь. Вавилон - станция "Парк Культуры" - ? Никогда на этой станции не преследовали евреев. Личные взгляды на историю 20-го века постановщиков из недавно образовавшегося государства никак не связаны ни с великой музыкой, ни с историей создания замечательной оперы. Так что, закройте глаза, слушайте и наслаждайтесь
 
написать отзыв


информационная поддержка:
журнал "Театральная Афиша"
разработка и дизайн:
SFT Company, ©1998 - 2005