![]()  | 
|||||||||||||
  | 
![]()  | 
||||||||||||
 
 | 
	
 Елена Алдашева 
22.11.2020 
Коллективные иллюзииМХТ им. А.П. Чехова 
 
 А. Платонов «Ювенильное море» Режиссер Наталья Назарова поставила «Ювенильное море» в жанре комедии. Хотя реальные комедии – платоновски странные – автор «Ювенильного моря» и впрямь писал, затея кажется парадоксом. Решение – не менее парадоксальное. Режиссер и актриса Назарова сегодня прежде всего театральный педагог и киносценарист (соавтор Меликян, Сторожевой, Серебренникова и других). Первое помогло ей в работе над спектаклем – сложносочиненным, ансамблевым (почти два десятка артистов, одновременно существующих на сцене) и очень актерским. Второе – в создании инсценировки. По канве платоновской повести Назарова вышивает собственный узор, собирая образы, темы и фразы из разных сочинений писателя, соединяя их вместе с артистами в аккуратное полотно – без торчащих ниток и швов. На «Ювенильное море» накладываются трагически-судьбоносная повесть «Впрок» и многое другое, вплоть до записных книжек. В итоге четырехчасовое (о ужас, казалось бы) действие разворачивается постепенно и остается предельно внятным. Платоновская притчевость, метафоричность, поэзия и свербящая боль уходят в действие и картинку, в собственно театральную ткань спектакля. А в диалогах остается парадокс – это редкий, всерьез предпринятый и удачный опыт превращения героев Платонова из прекрасных бесплотных образов в живых людей. Правдивых, точных и смешных. Ненавязчиво присутствует в действии принцип советской «хорошей комедии» – и гротесковой, и лирической. Четыре часа пролетают неожиданно легко. Здесь много помогающих действию добавлений: любовные треугольники, неодномерная типажность героев, скрытые в прошлом драмы – «исходные события», определяющие судьбу. А главное, тут есть удивительные актерские работы – и характерные, и лирические. Есть важное для автора соприсутствие смерти. Есть очень платоновская трагедия главных героев – тихой и отчаянной Надежды, верящей в будущее, потому что выжжено прошлое (Вероника Тимофеева), и до кончиков ресниц полного любовью, болью и тоской электрика и музыканта Вермо (Евгений Перевалов), человека столь «неотмирного», что не удивляет его желание сокрушить до основания старый мир. И все это – в фантастическом пространстве предвечной степи и электрических огней художницы Юлианы Лайковой. А в целом, как во всякой хорошей русской комедии, смешно, грустно и немного страшно сразу. Режиссер: Н. Назарова.  Художник: Ю. Лайкова. См. также: 
 
 
Редакция журнала "Театральная Афиша" 
Пишите нам: afisha@teatr.ru главная страница |   Реклама на сайте | театральный клуб | третий звонок | рекомендуем спектакли | ссылки | журнал
 | 
  | 
||||||||||||||||||
  |