Театральная Афиша
реклама на сайте театральный клуб третий звонок рекомендуем спектакли ссылки журнал
Rambler's Top100




Место для рекламы
Марина Гаевская
15.12.2010

«МОЛЬЕР» («КАБАЛА СВЯТОШ»), М. Булгаков

Актуальность произведений Михаи­ла Булгакова вряд ли требует особых доказательств. Однако режиссер Юрий Еремин, в последние годы постоянно перемещающий героев классических пьес из одной эпохи в другую, и на сей раз словно усаживает булгаковских персонажей в «машину времени», заставляя их промчаться через века. История о неизбежном противостоянии художника и власти, молодости и старости, великодушия и предательства действительно вечна. Между тем во имя подтверждения этой безусловной истины героям спектакля приходится претерпеть весьма причудливые метаморфозы. Так, социально-исторические параллели, заложенные автором в подтексте, демонстрируются впрямую, и потому место собраний «Кабалы Священного писания» откровенно смахивает на подвалы Лубянки, а одетые в серые френчи и шинели «члены церковного братства» – на представителей НКВД, выбивающих подписи под доносами. Вопросы о заговоре против короля сопровождаются пальбой из пистолета. Само же «Солнце Франции» хотя и не преображается столь радикально, как можно было ожидать в данном контексте, но тоже меняет королевские одеяния на императорские и собственноручно «режет» страницы «смелого» текста, которые облаченный во фрак драматург съедает с преданной покорностью. Позднее автор «Тартюфа» уже учит собственные слова под резвые ритмы во вкусе сегодняшнего шоу-бизнеса, а оркестр, избавившийся от париков и камзолов, выдает мощную порцию децибелов…
Между тем булгаковский текст продолжает звучать современно не столько благодаря, сколько вопреки этим многочисленным постановочным трансформациям. А актеры, меняя костюмы, сохраняют как манеру поведения персонажей, так и непрерывную линию судьбы каждого в отдельности. Король Людовик Великий (Стас Николаев) остается волевым и надменно властным. Актер Муаррон (Игорь Шмаков), пройдя через предательство, утрачивает наглую самоуверенность и приходит к раскаянию. Летописец Лагранж (Андрей Барило) в новой версии проносит «через века» свою грубоватую страсть к юной, легкомысленно податливой супруге Мольера Арманде (Юлия Пивень). Ее «преступная мать» Мадлена (Вера Васильева) из сильной, энергично волевой женщины превращается в измученную, потухшую страдалицу, отчаянно тоскующую по покинутой сцене и с кротким смирением искупающую свой невольный грех. Мольер же Александра Ширвиндта воспринимается как некий обобщенный образ человека, соединяющего творчество с руководством театральной труппой, познавшего иллюзии и разочарования в общении с власть предержащими, прошедшего через унижения и предательства, но сохранившего великодушие и способность к прощению. Капризность и истеричность сочетаются в нем со слабостью и усталостью, а стремление к покою – с неистребимым желанием выходить на сцену. Главный герой словно существует в двух ипостасях, да и площадка мольеровского театра располагается на фоне задника, изображающего фасад Театр сатиры.
Режиссер Ю. Еремин. Художник В. Боер. Художник по костюмам Е. Предводителева. Музыка А. Семенова. Хореография Т. Борисовой. 
 

См. также:


 ТРЕТИЙ ЗВОНОК
 Ближайшие премьеры
 После репетиции
 Зеркало сцены
 Сны массовки
 Бенефис
 Выбор зрителя
информационная поддержка:
журнал "Театральная Афиша"
разработка и дизайн:
SFT Company, ©1998 - 2005