Театральная Афиша
реклама на сайте театральный клуб третий звонок рекомендуем спектакли ссылки журнал
Rambler's Top100




Место для рекламы
Ольга Игнатюк
13.04.2011

«КАТЯ, СОНЯ, ПОЛЯ, ГАЛЯ, ВЕРА, ОЛЯ, ТАНЯ…», По И.А. Бунину

Этот спектакль поставлен по цик­лу бунинских рассказов «Темные аллеи» – впрочем, как всегда, Дмитрий Крымов не воспроизводит сюжеты, а создает эмоциональное ощущение авторской поэтики. Тема данного опуса – «мужское и женское».
«Темные аллеи», написанные Буниным в эмиграции, проникнуты тоской по России и пронзительной грустью воспоминаний любви, связанных с Катей, Соней, Полей, Галей, Верой… В спектакле можно узнать рассказы «Мадрид», «Месть», «Поздний час» и другие – в которых любовь трагична вообще и разрушительна для женщины. Мужчина как разрушитель женского естества, женской души и женской судьбы – собирательный образ: этих джентльменов в черных фраках тут семеро, они пошучивают, курят и вспоминают о своей губительной страсти к своим подружкам. А женщины – это куклы, появляющиеся из подарочных картонных коробок для мужской утехи. Одну из них мужчины из любопытства распиливают пополам прямо с коробкой и отбрасывают в сторону отрезанные ножки. Другую, тряпичную, усмехаясь, душат, небрежно выкидывая в мусор. Третья, Поля (Анна Синякина), вылезает из своей коробки и разыгрывает рвущий сердце рассказ «Мадрид» о юной проститутке, приведенной героем в отель. Подобно ангелу с белыми крылышками, она засыпает там навсегда под сладкие мужские обещания – и ее вновь засовывают в коробку, неестественно вывихнув нежное тельце. Она так и застывает там, как на распятии, – немым укором всему мужскому сословию.
Женщина – сломанная кукла в руках мужчины. Вечная печаль попранной и растоптанной любви. Брошенная, обманутая и обобранная героиня, бесконечно и неизбывно прощающая своих обидчиков. И – исчезающая, растаивающая навсегда, становящаяся чьим­то горьким воспоминанием, разъедающим душу.
Да, бунинский герой снедаем этой печалью утерянной любви, сплетенной с печалью по утерянной родине. Вот он, в исполнении Валерия Гаркалина, стоит перед театральным макетом, в котором мерцает, как призрак, провинциальный русский городок, этот символ русской мечты в окружении садов и звездного неба, и на садовой скамейке – он сам со своей возлюбленной, при воспоминании о которой грусть сжимает его сердце.
…Метафизика бунинского текста по воле Крымова складывается из волшебной игры сценографической ма­терии – взаимодействия различных предметов, коробок, огня, дыма, авторских реплик на экране – и ее превращения в метафору. Поэтика Бунина в этом немногословном спектакле достигает нас на подсознательном уровне. И мы с трудом можем объяснить, отчего плачем.
В финале возникает музей Бунина с экскурсоводом, трепетно рассказывающим о его прозе. Коллективные посетители – современные молодые оболтусы, надувающие жвачку и абсолютно не понимающие предмета рассказа. После них в музейном зале остается забытый ребенок, похожий на мутанта или инопланетянина, тупо озирающийся вокруг и разыскивающий выход. Он­то уж точно никогда не узнает про Ивана Алексеевича Бунина.
Идея, композиция и постановка Д. Крымова. Художник М. Трегубова. Хореограф А. Войнов.

 



См. также:


 ТРЕТИЙ ЗВОНОК
 Ближайшие премьеры
 После репетиции
 Зеркало сцены
 Сны массовки
 Бенефис
 Выбор зрителя
информационная поддержка:
журнал "Театральная Афиша"
разработка и дизайн:
SFT Company, ©1998 - 2005