Театральная Афиша
реклама на сайте театральный клуб третий звонок рекомендуем спектакли ссылки журнал
Rambler's Top100




Место для рекламы
Алиса Никольская
01.10.2012

«Преступление и наказание», Ф.М. Достоевский

Первое, что видят заходящие в зал зрители, – огромная окровавленная туша, подвешенная посреди сцены. Словно сигнал: настраивайтесь на жесткое зрелище, лирики не предвидится. И одновременно обманка – в самом начале спектакля этот своеобразный символ убийства будет убран. Жесткость, правда, останется. Но ведь и роман Достоевского – не из веселых.
Петербуржец Лев Эренбург работает с классикой бесстрашно и вольно. Ему важнее показать не текст, а то, что за текстом. Порой даже «договорить» что-то за автора. В «Преступлении и наказании» именно так. Внешний лаконизм и предельно сгущенная атмосфера. Страх, боль, травмы: ошпаривает руку кипятком Катерина Ивановна, ранится о разбитое стекло Разумихин, врезается коленями в стол Лужин, Свидригайлов стреляется, а у Раскольникова постоянно идет кровь из носа. Герои будто ведут непрекращающуюся войну с окружающим миром: им невыносимо в нем жить, а он мстит за это. И пресловутое убийство старухи и Лизаветы (сделанное, к слову, очень деликатно) выглядит поступком, если не естественным, то никого не удивляющим. Жизнь такая мука, как будто говорит режиссер, что непонятно, лучше жить или умереть.
«Преступление и наказание» очень «мужской» спектакль. Эренбург отлично подобрал исполнителей, позволив сделать несколько открытий. Раскольникова играет Кирилл Плетнев, разбивающий стереотип восприятия героя Достоевского. Широкоплечий, улыбающийся – этот Раскольников так просто не сдастся. Тем страшнее видеть его постепенный слом, превращение в отчаявшегося, потерявшегося человека. Ломаются по-своему здесь все – и холеный, красивый Свидригайлов (Евгений Дятлов), и эмоциональный Мармеладов (Юрий Лахин). По-своему страдает и непробиваемый Порфирий (Федор Лавров). Самая интересная из героинь – Катерина Ивановна (Ксения Лаврова-Глинка), своей силой напоминающая Кабаниху в эренбурговской же «Грозе». Спектакль в целом дает тот самый «свежий взгляд», порой так необходимый для всем знакомого, хрестоматийного произведения.
Режиссер Л. Эренбург. Художник В. Полуновский. Художник по костюмам В. Курицина.


См. также:


 ТРЕТИЙ ЗВОНОК
 Ближайшие премьеры
 После репетиции
 Зеркало сцены
 Сны массовки
 Бенефис
 Выбор зрителя
информационная поддержка:
журнал "Театральная Афиша"
разработка и дизайн:
SFT Company, ©1998 - 2005