Театральная Афиша
реклама на сайте театральный клуб третий звонок рекомендуем спектакли ссылки журнал
Rambler's Top100




Место для рекламы
Ольга Игнатюк
03.10.2012

«Мистраль», О. Кучкина

Александр Мезенцев сам выбрал эту пьесу, пожелав сыграть Винсента Ван Гога. Сходство с великим художником удивительное – особенно, если взглянуть на его «Автопортрет, посвященный Гогену» 1888 года. Как раз об этом, последнем, периоде его творчества и написана пьеса – тогда Ван Гог жил и писал в Арле, продуваемом средиземноморским ветром мистралем. Жил одиноко, мечтая создать на этом чудесном южном побережье братство художников. На его призыв откликнулся Гоген, и вместе они прожили здесь несколько месяцев, рисуя свои картины.
Это спектакль о вечном одиночестве художника («Холст – моя единственная дорога. Дорога одиноких людей»). Даже прибытие в Арль Гогена не избавляет Ван Гога от дисгармонии с окружающим миром. Оба они сбежали сюда из суетного Парижа, – но у них разные жизни, как и пути в искусстве. И разная жизнь духа, усугубляющая одиночество и обособленность каждого.
Эти двое явлены нам как романтик и прагматик. Ироничный сангвиник, поборник порядка и щеголь Гоген (Андрей Болсунов) видит Арль, вдохновивший Ван Гога, совершенно иначе. Он иначе строит свой день, иначе тратит деньги и варит суп, иначе смотрит на женщин и на пейзажи, и коричневое дерево, восторгающее друга, видится ему именно красным. Оба много говорят, превращая свои беседы в напряженную корриду. И очень скоро радость первой встречи сменяется ожесточением взаимного неприятия. Пренебрегнув пейзажами Арля, Гоген уже мечтает о Таити. Ван Гог бросается на него с бритвой, а потом отрезает ухо себе самому, представ перед нами страдающим и непонятым, как на своем знаменитом «Автопортрете с перевязанным ухом»…
Ван Гог – Мезенцев, конечно же, безумец. Личность экстатического склада, охваченная лихорадочной творческой страстью, человек с сумасшедшим взглядом, воспаленным сознанием и воспаленной фантазией. Его съедает внутренний жар, он жертва собственного сгорания. Неистовый, болезненный, надломленный и пьющий, он называет свое бытие «качанием между смертью и бессмертием». Его последнее признание: «Я заплатил жизнью за свою работу, и она стоила мне половины моего рассудка».
Он бредит красками и нереальными сгущенными тонами – в которых он запечатлеет окружающий пейзаж. Бредит фантастическим сочетанием красного с зеленым. «Я должен добиться высшей желтой ноты!» И мы вспомним желтый знаменитый «Стул Ван Гога», «Красные виноградники в Арле» и мадам Рулен в зеленом, сидящую на красном фоне. И вновь поверим, что гармония, которой лишена реальная жизнь, существует на холсте.
Постановка С. Яшина. Художник Н. Яшина.
 

См. также:


 ТРЕТИЙ ЗВОНОК
 Ближайшие премьеры
 После репетиции
 Зеркало сцены
 Сны массовки
 Бенефис
 Выбор зрителя
информационная поддержка:
журнал "Театральная Афиша"
разработка и дизайн:
SFT Company, ©1998 - 2005