Театральная Афиша
реклама на сайте театральный клуб третий звонок рекомендуем спектакли ссылки журнал
Rambler's Top100




Место для рекламы
Алиса Никольская
03.10.2012

«Записки сумасшедшего», Н.В. Гоголь

Эта небольшая гоголевская повесть – самый популярный материал, выбираемый для моноспектаклей. История мелкого чиновника Поприщина, чья суть и разум взбунтовались против окружающей жизни, и трагична, и смешна, и страшна, реальность смешана с фантасмагорией. Только в Москве «Записки» идут сразу в нескольких театрах. Однако в этом выборе нет предсказуемости. Наоборот, текст дает возможности для актерской и режиссерской фантазии и поиска «своего» высказывания – настолько он гибок и богат на темы. И сделать из него можно что угодно, от глобального многомерного зрелища до тихого, интимного разговора «по душам». Как получилось в театре «Сфера» у режиссера Александра Парры и актера Сергея Рудзевича.
«Записки» играют на Камерной сцене, напоминающей средних размеров комнату. И эта «комнатность» обыгрывается режиссером. Зрители уже при входе встречаются с Поприщиным: он молча нависает в дверном проеме и мрачно, исподлобья смотрит на незваных гостей. Дверь захлопывается, и все оказываются в плену – не то в палате, не то в доме, где окна наглухо забиты тряпьем, а по полу разбросаны листки бумаги. В спектакле очень много интерактива: Поприщин заглядывает в глаза каждому, просит снять карту в колоде, присаживается рядом. В финале же выводит несколько человек на сцену и вместе с ними пускается в бешеный пляс. А самый пронзительный и страшный момент – это когда он становится на колени перед первым рядом, его глаза полны слез и он тихо просит: «спасите меня, возьмите меня» и, как ребенок, прижимается щекой к чьим-нибудь рукам.
Для Сергея Рудзевича Поприщин – серьезная, крупная работа. Актер соединяет здесь мастерство и легкость, эксцентричность и глубокий драматизм. Его Поприщин весел и кокетлив, по-балетному пластичен, его движения изящны, а глаза задорно блестят. И поначалу даже не замечаешь, как начинается распад его сознания, как все сильнее уходит он в тот, другой мир. Уход его – спасение. Потому что таким, как он, людям без кожи, очень остро воспринимающим все вокруг, слишком тяжело жить здесь.
Режиссер-постановщик А. Парра. Художник Т. Широкова.


См. также:


 ТРЕТИЙ ЗВОНОК
 Ближайшие премьеры
 После репетиции
 Зеркало сцены
 Сны массовки
 Бенефис
 Выбор зрителя
информационная поддержка:
журнал "Театральная Афиша"
разработка и дизайн:
SFT Company, ©1998 - 2005