Театральная Афиша
реклама на сайте театральный клуб третий звонок рекомендуем спектакли ссылки
Rambler's Top100




Место для рекламы
Елена Левинская
18.12.2012

«Школа для дураков», С. Соколов

Как учит нас школа для дураков под названием жизнь, прошлое не проходит. Оно в твоем будущем, маленький дебил. (Нет, ну если вы уже большой, взрослый и вообще не из этой школы, тогда пардон. Тогда вам не сюда.) Все, что было, к тебе вернется. Но не всякий ощущает это так остро, как тот «шизик» четырнадцати лет, в сущности, маленький гений, от лица которого тридцатилетний Саша Соколов в 1973 году сочинил прославившую его книгу, издав ее три года спустя уже в эмиграции. Герой книги считается слабоумным – его обширный внутренний мир категорически не совпадает с тем убожеством, что снаружи. И мальчик от одиночества беседует сам с собой, «доехав» до мысли, что его – двое: один я – внутри, другой я – снаружи.
Ну двое так двое. Вот они выходят к нам – дылда и пониже, лохматый (Егор Павлов и Наум Швец). Таинственно, издали, но глаза в глаза, понимающе улыбаются друг другу. Их герой в спектакле Юрия Погребничко не более сумасшедший, чем остальные персонажи. В отличие от книги все здесь положительно прекрасны. И папа-прокурор отнюдь не мерзавец, и мама-интеллигентка в трогательной шляпке вдруг так заботливо щебечет. Даже старые ведьмы литераторша с завучем, даже редкий вообще-то идиот директор Перрило с его тапочной системой – все здесь по-своему несчастны, все малость «с приветом». А где же удушающая атмосфера «совка», вытолкнувшая автора в эмиграцию? О чем вы, столько воды утекло! Прошлое вернулось разлитой в воздухе печальной нежностью. В едином времени сомкнулись сиюминутно и вечное, надмирное и бытовое. Сантехник Леонардо пишет картины, а учительница ботаники, тайная любовь героя, точь-в-точь Джоконда. Умерший географ Норвегов (Сергей Каплунов) по-прежнему не оставляет героя дружеским советом, на равных прохаживаясь между живыми. И небесной красоты ученица Роза (что-то у нее с географом было!) под звуки «Давно не бывал я в Донбассе» задумчиво выходит к Норвегову с розой.
Но как же трагический авторский конфликт внутреннего с внешним? Он трагически отсутствует. Вернее, конфликт вынесен наружу: драматическое напряжение создается между сценой и залом. Ибо зрителю нужно усилие, чтобы оторваться от повседневности с ее привычным театром и, подключившись чувственно, стать соучастником этого удивительного спектакля.
Постановка Ю. Погребничко. Художник Н. Бахвалова.


См. также:


 ТРЕТИЙ ЗВОНОК
 Ближайшие премьеры
 После репетиции
 Зеркало сцены
 Сны массовки
 Бенефис
 Выбор зрителя
информационная поддержка:
журнал "Театральная Афиша"
разработка и дизайн:
SFT Company, ©1998 - 2005