Театральная Афиша
реклама на сайте театральный клуб третий звонок рекомендуем спектакли ссылки журнал
Rambler's Top100




Место для рекламы
Евгения Артемова
15.01.2013

«Альтист Данилов», А. Чайковский

Роман В. Орлова «Альтист Данилов» о демоне-полукровке произвел фурор еще в начале 1980-х. Однако мысль написать оперу на этот «музыкальный» сюжет возникла у А.Чайковского только сейчас. Два акта либретто из 16 картин пунктиром обозначают сюжетные линии романа: оркестрово-концертную жизнь Данилова, его отношения с тремя женщинами – демонической Анастасией, бывшей женой гламурной Клавдией и возвышенной Наташей, взаимодействие со старым приятелем демоном Кармадоном и верховным космическим судом.
Жанр оперы заявлен как фантасмагория. Ее музыкальный язык сочетает несочетаемое: джазовые мелодии и атональные фрагменты, еврейские мотивы и цитаты из Моцарта. Все это сдобрено буффонадно-ироническими акцентами, вполне гармонирующими с «фаустовско-мефистофелевской» интригой сюжета.
Буффонада царит и в зале, пространство которого спутано и перевернуто, как в романе: сцена и зал поменялись местами, оркестр выбрался из оркестровой ямы на сцену, действие развернулось повсюду – на сцене, над ней и вокруг нее, а также прямо в зрительном зале. Собственно декорации сведены к старому пианино и огромному красному альтовому футляру, периодически въезжающему в зал. Как в кинокадрах, сменяют друг друга артисты из советского театра в невообразимых костюмах, снующие и что-то репетирующие, и демоны в черных очках и серебристых офисных костюмах, пристально наблюдающие за земной жизнью Данилова.
Попытка приблизить постановку к сегодняшним реалиям вызывает к жизни режиссерскую пародию на современные власти, а также привлечение популярных медийных имен – Дэвида Бэкхема, Пэрис Хилтон. Но главным медийным стержнем спектакля становится появление на сцене не сюжетного альтиста Данилова (к слову, блистательно исполнившего свою роль Александра Полковникова), а Юрия Башмета, которому посвящена эта опера. Для Башмета в опере написаны два соло – джазово-ресторанное и лирико-драматическое. Невзначай вбегая на подмостки, он представлен здесь слушателям как Юра-музыкант, обещающий периодически радовать своих поклонников в дальнейшей сценической жизни спектакля.
Режиссер-постановщик и хореограф М. Кисляров. Дирижер-постановщик В. Агронский. Художник-сценограф В. Вольский. Художник по костюмам О. Ошкало. Хормейстер А. Верещагин. Компьютерная графика А. Мухиной.



См. также:


 ТРЕТИЙ ЗВОНОК
 Ближайшие премьеры
 После репетиции
 Зеркало сцены
 Сны массовки
 Бенефис
 Выбор зрителя
информационная поддержка:
журнал "Театральная Афиша"
разработка и дизайн:
SFT Company, ©1998 - 2005