Театральная Афиша
реклама на сайте театральный клуб третий звонок рекомендуем спектакли ссылки журнал
Rambler's Top100




Место для рекламы
Елена Левинская
15.02.2013

«Электра», Еврипид

Не беда, если вы уже лет десять не летали в Европу и не знакомы с новинками тамошнего актуального театра. Международный аэропорт построен для вас в малом зале Театра наций, но лететь никуда не надо. Все приметы упущенной европейской актуальности в ее самом эталонном виде вы найдете прямо здесь, в стерильно сверкающем хромом и пластиком терминале. Будут экран, бегущая строка, ученые цитаты, забрызганный кровью кафель, почти обнаженный труп, застекленный бокс с персонажами внутри, блистательно исполненный брейк-данс, кровавый след пальцев на оконном стекле. Будут герои древнегреческой трагедии в современных костюмах. И будет превосходно выстроенная, непривычно сдержанная, без дурного надрыва игра актеров. Обритая наголо Электра (Юлия Пересильд), монументально медлительная в ярости, за убийство отца приговорит к смерти свою мать и отчима. Приговор приведет в исполнение ее неистовый брат Орест (Олег Савцов) – и забьется в истерике у тела заколотой им матери.
Молодой, но уже очень профессиональный режиссер Тимофей Кулябин отлично чувствует форму. «Электра» – очень красивый и стильный спектакль. Вкус изменит постановщику лишь однажды, и то по вине его, надо полагать, кумира Ромео Кастеллуччи, режиссера-провокатора, из спектакля которого «Генезис» (1999 г.) позаимствована (заповедь «не укради» на искусство, как известно, не распространяется) кульминация «Электры» – долгое надругательство над обезображенным телом отчима (его пинают, на него плюют и гасят об него окурки; измазанный «кровью» актер-«труп», естественно, дышит). То есть зрителя принуждают верить тому, чему он верить не может. И зритель неуместно хихикает.
Но идея спектакля наша, российская. Помните слова Достоевского о том, что, мол, дай русскому мальчику карту звездного неба, и он наутро вернет ее исправленной? Это про Тимофея Кулябина. Он поставил «Электру» про то, что Бога нет. Ни больше, ни меньше. На экране высвечиваются подходящие цитаты из физиков-нобелиатов, на эту концепцию работают трактовки образов, а в финале прямо так и говорится: «Бога нет». И это дает надежду, что отчаянно храбрый русский мальчик Тимофей Кулябин, талантливо копирующий европейский театр, еще прорвется к самому себе.
Режиссер Т. Кулябин. Художник О. Головко. Музыкальное оформление В. Бычковского.


См. также:


 ТРЕТИЙ ЗВОНОК
 Ближайшие премьеры
 После репетиции
 Зеркало сцены
 Сны массовки
 Бенефис
 Выбор зрителя
информационная поддержка:
журнал "Театральная Афиша"
разработка и дизайн:
SFT Company, ©1998 - 2005