Театральная Афиша
реклама на сайте театральный клуб третий звонок рекомендуем спектакли ссылки журнал
Rambler's Top100




Место для рекламы
Ирина Алпатова
14.05.2013

«Враг народа», Г. Ибсен

В основу этого спектакля вроде бы положена хрестоматийная пьеса Генрика Ибсена «Враг народа». Но любителям классических версий радоваться рано. От ибсеновской драмы здесь остались сюжетный костяк и имена персонажей, число которых, впрочем, сократилось. В Театре имени Маяковского играют абсолютно современную версию вечной темы, предложенную тандемом драматурга Саши Денисовой и режиссера Никиты Кобелева. Текст практически создан заново: изменилось время, место и статусы героев – действие перенесено в наши дни на российский «курорт федерального значения». Жанровый подзаголовок звучит как «экологическая катастрофа», а потому к истории о зараженной воде добавились вполне актуальные пассажи о химкинском лесе (название не произносится, но без труда угадывается) и прочих сиюминутных вещах, активно обсуждаемых в блогах и средствах массовой информации.
Нынешний «Враг народа» – ясный, четкий и острый срез проблем современного общества, отнюдь не ограниченный «экологическими катастрофами». Тут и протестное движение, и метаморфозы прессы, и пресловутое общественное мнение, и цинизм властей предержащих. Домашние интерьеры упразднены: действие помещено в стильное холодное пространство с мониторами, микрофонами и пластиковыми панелями (художник-постановщик и автор мультимедиа Михаил Краменко). Здесь задействованы все технические новинки и средства современной коммуникации. Дочь Стокмана Петра (Наталья Палагушкина) ведет видеоблог. На огромный экран проецируется пресс-конференция мэра (Игорь Костолевский). Этот же монитор бесстрастно отражает результаты «народного голосования». Стокман (Алексей Фатеев) общается по скайпу.
Здесь практически нет полутонов и подтекстов, все «весомо, грубо, зримо». Действие порой походит на импровизированный митинг, в который, например, перерастает упомянутое ток-шоу. Стокман – Фатеев выходит на авансцену, в зале включается свет, а его монолог обращен не к абстрактному «зрителю», а к каждому сидящему в зале. Эмоции и накал нравственных метаний тоже отчасти снижены: проблемы не столько решаются, сколько констатируются, уже отшлифованные временем.
В подобной ситуации режиссер с драматургом не могли не изменить финала, подсказанного не Ибсеном, но нынешними «сводками с фронтов». Стокман, конечно же, погибает, как реально погибли многие его «коллеги», не пожелавшие пойти на компромиссы. А вот Театр Маяковского после этого спектакля вряд ли кто-нибудь продолжит обвинять в аполитичности.
Постановка Н. Кобелева. Художник, автор мультимедиа М. Краменко. Художник по костюмам Н. Войнова. Оператор-постановщик С. Мусаева.


См. также:


 ТРЕТИЙ ЗВОНОК
 Ближайшие премьеры
 После репетиции
 Зеркало сцены
 Сны массовки
 Бенефис
 Выбор зрителя
информационная поддержка:
журнал "Театральная Афиша"
разработка и дизайн:
SFT Company, ©1998 - 2005