Театральная Афиша
реклама на сайте театральный клуб третий звонок рекомендуем спектакли ссылки журнал
Rambler's Top100




Место для рекламы
Лейла Гучмазова
12.02.2014

«ПИКОВАЯ ДАМА», П.И. ЧАЙКОВСКИЙ

В этой постановке время несется вскачь. История про старуху Графиню, Германа и три мистические карты начинается в 1913 году в России, празднующей 300-летие Дома Романовых, продолжается в период Первой мировой войны, переходит в 1937 год, затем в блокадный Ленинград и заканчивается перестроечным временем. Трудно поверить, но при такой идее режиссера Юрия Александрова, талантливо подхваченной сценографом Виктором Герасименко, либретто не изменено ни на букву. Музыка тоже, но на фоне бурной режиссерской фантазии она плавно отодвигается на вторую позицию.
Режиссер Александров не впервые трактует русскую классику через соц-арт, сдобренный лихим авторским креативом. Накануне «Пиковой…» он уверял, что хочет снять с оперы сусальный налет и показать бунтарскую, мятущуюся душу тенора-Германа. Но в этом спектакле трудно сконцентрироваться на его переживаниях. Уж очень быстро сменяются сцены, полные исторических событий: только офицеры в Летнем саду поведали Герману тайну «трех карт», как здесь же расстреливают царскую семью.
Бал в высшем обществе, на котором офицеры подстрекают героя поскорее узнать о трех картах, в спектакле оборачивается приемом у Сталина в Кремле по случаю 100-летия со дня смерти Пушкина. Старуха Графиня живет в грязной коммунальной квартире, но сумела поладить с властью. Она раздает остальным обитателям коммуналки еду из своего «продуктового спецпайка» и слышит в ответ «благодетельница наша». В третьем акте Лиза тянет по льду блокадные санки с трупом, а боец Красной армии Герман в тесной казарме грезит о «трех картах». Наконец, финальная решающая игра в карты происходит в казино, где за зеленым столом собрались «новые русские» из 1990-х и дамы легкого поведения.
В предлагаемых обстоятельствах Роман Муравицкий достойно рисует своего Германа, а Агунда Кулаева – сложную, с хорошей родословной Графиню. В финале она видится Герману девочкой с красным шаром, уносящей его прочь от мира. А главным послевкусием оперы остается громадная копия картины «Амур и Психея» – то распиленная, то залитая кровью.
Идея и постановка Ю. Александрова. Художник В. Герасименко. Дирижеры А. Самоилэ, В. Крицков.


См. также:


 ТРЕТИЙ ЗВОНОК
 Ближайшие премьеры
 После репетиции
 Зеркало сцены
 Сны массовки
 Бенефис
 Выбор зрителя
информационная поддержка:
журнал "Театральная Афиша"
разработка и дизайн:
SFT Company, ©1998 - 2005