Театральная Афиша
реклама на сайте театральный клуб третий звонок рекомендуем спектакли ссылки журнал
Rambler's Top100




Место для рекламы
Юлия Арсеньева
13.02.2014

«НЕЗАБЫВАЕМЫЕ ЗНАКОМСТВА», Н. САДУР, Э. ОЛБИ

Две пьесы, объединенные режиссером Сергеем Надточиевым под общим названием «Незабываемые знакомства», написаны с разницей в четверть века. Классик американского театра Эдвард Олби и известный русский драматург Нина Садур рассказали непохожие друг на друга истории, в которых режиссер увидел общую тему – одиночество человека.
Действие новеллы Садур «Ехай» происходит на бескрайней российской дороге. Машинист электропоезда (Андрей Барило) вовремя замечает лежащего на рельсах мужика (Федор Добронравов), и приходится ему, выскочив на мороз, просить, уговаривать, изливать душу этому самому мужику. А тот лежит на рельсах и настойчиво повторяет «ехай». И все у мужика, казалось бы, хорошо, вот только пятерки на вино нет. Или дело не в пятерке, а в том, что в огромной вселенной он никому не нужен? По законам русского абсурда, близкого к сказу, где мужика-дурака обязательно пожалеют, на путях возникнет Бабка в сапожках. И хотя Ф. Добронравов делает своего героя колючим и упрямо-несговорчивым, доброта Бабки как-то мгновенно его отогреет. И пойдут они вместе в далекую зимнюю ночь, а на рельсах останется лежать мятая сторублевка.
За формой сказа спрятана проблема, о которой Садур первой заговорила в российской драматургии конца ХХ века, – нарушение коммуникационных связей между людьми, когда у них еще не исчезла потребность выговориться, но пропало желание выслушать. Еще раньше на эту проблему обратил внимание Э. Олби.
Во второй части спектакля, в его новелле «Что случилось в зоопарке», назойливо звучит вопрос, давший название пьесе. Безработный Джерри (Федор Добронравов) задает его благополучному редактору Питеру (Андрей Барило) в нью-йоркском парке, куда Питер приходит почитать Бодлера. У Питера все в порядке: работа, дом, семья. У Джерри – никого, ему вообще редко удается перекинуться с кем-то парой фраз. Когда Джерри начнет свою «исповедь на разрыв аорты», Питер испытывает глубокое равнодушие, которое перерастает в недоумение, а потом и в возмущение: а зачем ему все это знать? И неясно, что на самом деле нужно Джерри – выговориться или спровоцировать Питера, чтобы он его убил.
В новом спектакле неузнаваем Федор Добронравов, и сам Театр сатиры, кажется, поменял «амплуа». А фраза «равнодушие убивает» вдруг зазвучала здесь не в переносном, а самом прямом смысле.
Постановка С. Надточиева. Сценография А. Белова. Художник по костюмам М. Сычева.


См. также:


 ТРЕТИЙ ЗВОНОК
 Ближайшие премьеры
 После репетиции
 Зеркало сцены
 Сны массовки
 Бенефис
 Выбор зрителя
информационная поддержка:
журнал "Театральная Афиша"
разработка и дизайн:
SFT Company, ©1998 - 2005