Театральная Афиша
реклама на сайте театральный клуб третий звонок рекомендуем спектакли ссылки журнал
Rambler's Top100




Место для рекламы
Майя Крылова
12.03.2014

«КНЯЗЬ ИГОРЬ», А.П. БОРОДИН

К опере Бородина обратился Юрий Любимов. Это значит, что режиссерское высказывание будет непререкаемо и авторский подход, охватывающий и либретто, и музыку, и всякого рода исторические и актуальные смыслы, может сильно удивить. Начать с того, что Юрий Петрович радикально отнесся к партитуре, учитывая, что Александр Бородин не успел создать оперу полностью, оставив лишь массу разрозненных фрагментов. По указанию Любимова музыка была сокращена на полтора часа, так что спектакль совсем не длинный.
В результате партитура приобрела непривычный облик: что-то из известных арий и мелодий из спектакля ушло, зато прибавились редко исполняемые фрагменты. Нет, например, увертюры, написанной после смерти Бородина его другом Глазуновым, многое изъято из пролога (когда Игорь собирается в поход против половцев), ушла часть скорбного «Плача Ярославны». Осталось в нотах две трети отношений влюбленных – дикой половчанки Кончаковны, снабженной у Любимова хлыстом, и молодого Владимира Игоревича. Взамен доброжелательной арии Кончака, предлагающего Игорю дружбу, можно послушать другую арию половецкого хана, хитрого, как лиса, и одетого в лисьи меха: он злобно распевает о злодеяниях и набегах.
Даже красочные «Половецкие пляски» среди языческих идолов не в силах приглушить главную идею Любимова: у русских с половцами не может быть дружбы. А дома (Путивль на сцене – это деревянные конструкции с резьбой) тоже не все в порядке, что подчеркивается черными плоскостями в сценографии и перевернутыми телегами в бутафории. Половцы в черном проникнут в Путивль, как японские ниндзя, спускаясь на веревках. Чтобы противостоять захватчикам, нужно объединиться, о чем и поет пленный Игорь в редко исполняемой арии про союз враждующих удельных князей. Но утопическая мечта не срабатывает, и князь, хотя в финале его и приветствуют с хорами и колоколами, остается неудачником, пустившимся на авантюру.
Режиссер-постановщик Ю. Любимов. Художник-постановщик З. Марголин. Дирижер-постановщик В. Синайский.


См. также:


 ТРЕТИЙ ЗВОНОК
 Ближайшие премьеры
 После репетиции
 Зеркало сцены
 Сны массовки
 Бенефис
 Выбор зрителя
информационная поддержка:
журнал "Театральная Афиша"
разработка и дизайн:
SFT Company, ©1998 - 2005