Театральная Афиша
реклама на сайте театральный клуб третий звонок рекомендуем спектакли ссылки журнал
Rambler's Top100




Место для рекламы
Марина Шимадина
16.03.2015

«СИНЯЯ ПТИЦА»

ДЕТСКАЯ СКАЗКА ПРЕВРАТИЛАСЬ В АРТХАУС

Борис Юхананов поставил в обновленном Электротеатре Станиславский масштабную трилогию по «Синей птице» Метерлинка, заняв в ней всю труппу. Зрителей ждут театр Но, самолет в натуральную величину, мумии, египтяне, человек­-амфибия и цирк шапито с медведями.
Борис Юхананов признался, что с детства любил длинные сказки, в идеале – бесконечные. Свою мечту он отчасти реализовал в постановке «Синей птицы», которая идет три вечера без малого десять часов. Сюжет Метерлинка он щедро разбавил воспоминаниями старожилов театра – Владимира Коренева и его жены Алефтины Константиновой, которые играют Тильтиля и Митиль. Главные герои отправляются в путешествие за синей птицей на современном авиалайнере, только передвигается он не в пространстве, а во времени. Алефтина Константинова переносится в страшное военное детство, где она потеряла мать, а Владимир Коренев вспоминает о своем отце, работавшем в Китае, – и на сцене тут же возникает целый пластический номер с переводом сна Татьяны из «Евгения Онегина» на китайский язык.
Первая часть по структуре напоминает концерт: один номер следует за другим, не давая зрителям заскучать, ведь «Синяя птица» по жанру – сказочная феерия. И Борис Юхананов ставит ее именно как феерию в старинном понимании – как костюмное, красочное шоу со всевозможными чудесами, которое не подчиняется законам логики. Например, души стихий и животных тут становятся актерами японского театра Но, а заговор кошки против людей превращается в шаманское камлание.
Во второй части трилогии феерия превращается в мистерию. Тут дети попадают в царство мертвых, и медитативные ритуальные танцы вводят зрителей в гипнотический транс.
Но сакральный пласт Борис Юхананов скрещивает с социальным: царство Ночи он стилизует под древний Египет с его культом загробного мира как царства вечного сна и в то же время окружает красной кремлевской стеной: здесь герои вспоминают о лихих 1990­-х.
Вообще, воспоминания старых актеров – самое интересное и живое в спектакле. Владимир Коренев рассказывает о съемках «Человека-­амфибии», об одолевавших его поклонницах и гастролях по Ивановской области с администратором медвежьего цирка, а его жена – о том, как ревновала ветреного красавца-­мужа, и о своих любимых ролях. Несколько отрывков из старых спектаклей даже воспроизведут на сцене. И тут современный авангардный театр встретится со старым советским, прошлое – с будущим, а синяя птица обернется плюшевым медвежонком, которого маленькая Алефтина Константинова как­-то подарила больной девочке.

Режиссер-­постановщик Б. Юхананов. Художник­-постановщик Ю. Хариков. Художник по костюмам А. Нефедова.



См. также:


 ТРЕТИЙ ЗВОНОК
 Ближайшие премьеры
 После репетиции
 Зеркало сцены
 Сны массовки
 Бенефис
 Выбор зрителя
информационная поддержка:
журнал "Театральная Афиша"
разработка и дизайн:
SFT Company, ©1998 - 2005