|  
  
   
 
 |  | Ольга Фукс 15.04.2015 «ОБЕЩАНИЕ НА РАССВЕТЕ», Р. ГАРИМАМА+СЫН= «Обещание на рассвете» по знаменитому автобиографическому роману Ромена Гари вписан в сцену филиала Театра имени Пушкина и в камерный временной формат спектакля без антракта. Как целая эпоха – с переселением народов, Второй мировой войной – вписана в историю материнской любви, деятельной, взбалмошной, невыносимой и необходимой. В капле этой любви отражается весь мир, преломляясь в ней самым причудливым образом. Мать играет Александра Урсуляк, ее сына Ромена – почти годящийся ей в отцы Андрей Заводюк. На этой разнице режиссер Алексей Кузмин-Тарасов выстроил целую игру, где прошлое и настоящее, представление и переживание, ирония и исповедь, любовь и подавление переплелись так, что невозможно отделить одно от другого. Например, сцена обеда, когда еще юная мать подает сыну бифштекс (символ маленькой победы над трудными обстоятельствами), а после жадно вылизывает за ним тарелку, смешно решена как пародия на немое кино, но полные слез глаза Ромена говорят о том, как обожгло его это открытие.
 Герою Андрея Заводюка не суждено было побыть обычным ребенком, с капризами и эгоизмом: мощнейший опыт сопереживания он получил с самого детства. Как и не суждено возмужать до конца – даже в качестве военного летчика Франции на фронтах Второй мировой: одобрение матери по-прежнему важнее для него всех наград мира. Героиня Александры Урсуляк так и остается юной девочкой, которая недополучила любви и заботы, и теперь изо всех сил старается восполнить этот провал, отдавая всю себя и требуя рыцарских поступков от сына-подростка. Эта исповедь – находка для психологов, пишущих пособия из серии «как матерям воспитывать мальчиков». Но седой ребенок с грустной виноватой улыбкой и вечно юная, гордая до гордыни и романтичная «еврейская мама» представляют на сцене такую очаровательно-неправильную пару, что само понятие нормы начинает казаться абсурдом.
 Мама позвонила сыну – и он опоздал на самолет, который разбился. Мама перед смертью написала сыну 200 писем, которые он получал три года, когда ее уже не было в живых. В настоящей жизни Ромен Гари застрелился, в спектакле герой только перебирает дорогие воспоминания, валяясь на берегу океана. Выполнивший все обещания, данные на рассвете, не нашедший (да и не искавший) свой собственный путь, утративший свой идеал (но хотя бы его имевший), без которого так трудно найти силы жить дальше.
 Художественный руководитель постановки Е. Писарев. Режиссер А. Кузмин-Тарасов. Художник А. Скорик.
 
 
 
 
 См. также:  
 |  |   
 |