Театральная Афиша
реклама на сайте театральный клуб третий звонок рекомендуем спектакли ссылки журнал
Rambler's Top100




Место для рекламы
Ольга Фукс
16.09.2015

«ВСЕ ОТТЕНКИ ГОЛУБОГО», В. ЗАЙЦЕВ

ЦЕНА ПРЕДАТЕЛЬСТВА


Пьеса Владимира Зайцева «Все оттенки голубого», победившая на «Любимовке», могла так и остаться событием лабораторного масштаба, если бы не попала к Константину Райкину, который пошел ва-банк. Режиссер, всю жизнь предпочитавший покорять эвересты классики и обращаться к вечным вопросам, бесстрашно развернулся на сто восемьдесят градусов – лицом к шквальному ветру современности, с ее агрессией и нетерпимостью, мракобесием и запретами. И выбрал для этого одну из самых болезненных тем – отношение общества к гомосексуалистам. Пьеса не просто отражает – она сканирует действительность, и в ее основе – реальные события. Субтильный подросток осознает, что он гей, и признается в этом родителям, когда те решили развестись, – тоже идет ва-банк в отчаянной попытке спасти семью. Развод отложен, и родители, военный и кадровичка, вместе с бабушкой бросаются «спасать ребенка», как умеют, – с помощью искусства, имитации семейного благополучия, услуг проститутки и экстрасенса-бесогона и, наконец, наркологической клиники. Типичный случай.
Форма отстраненной читки в прологе демонстративно отбрасывается: актеры разлетаются по сцене, как подброшенные листы, – выходят из тесных рамок лаборатории и примеряют новую драму на большую сцену, а страшный конфликт – на себя. Спектакль летит как пожар – через юмор, социальную иронию, бытовуху, трагедию, мелодраму – к финалу, в котором только самый крепкий оптимист увидит надежду.
Мальчика по фамилии Бекетов (в остром, нервном исполнении Никиты Смольянинова) драматург оставил без имени: убиенная душа, эмбрион, человек, которому не дали состояться и обрести себя. Но эта напрасная, жестокая жертва производит тектонический сдвиг в сознании родителей. Агриппина Стеклова и Олег Тополянский (в очередь с Владимиром Большовым) не играют даже, а выносят приговор ограниченности и трусости перед неизведанным отца-военного, бесправию бессильной матери, по сути сдавшей своего ребенка. А собственно «голубая» тема оказывается только одним из поводов предать свое продолжение, свое будущее. И цена за такое предательство всегда будет безмерной.

Режиссер-постановщик К. Райкин. Художник Д. Разумов.



См. также:


 ТРЕТИЙ ЗВОНОК
 Ближайшие премьеры
 После репетиции
 Зеркало сцены
 Сны массовки
 Бенефис
 Выбор зрителя
информационная поддержка:
журнал "Театральная Афиша"
разработка и дизайн:
SFT Company, ©1998 - 2005