Театральная Афиша
реклама на сайте театральный клуб третий звонок рекомендуем спектакли ссылки журнал
Rambler's Top100




Место для рекламы
Алексей Гончаренко
13.10.2015

«ВАССА», М. ГОРЬКИЙ

В ТИХОМ ОМУТЕ

Приблизительно на десятой минуте спектакля на сцене появляется гроб, который не унесут до финала. По сюжету его приготовили для умирающего хозяина дома – мужа заглавной героини, но шанс лечь в гроб первым есть у каждого. Молодой режиссер Вячеслав Тыщук ставит популярную в наши дни первую версию пьесы, в которой есть подзаголовок – «Мать». Речь в ней в первую очередь не о классовой вражде, а о взаимоотношениях в семье, но семье не простой, а людей богатых, власть предержащих. Глава этой семьи – мать, женщина с властным характером. Дети повзрослели, но живут с ней, и почти у всех жизнь складывается неудачно.
Художник Екатерина Галактионова в своих совместных спектаклях с Тыщуком в провинции вдохновлялась работами художников-модернистов Рене Магритта и Марка Ротко и цитировала их в сценографии. Но в этот раз отправной точкой для сценографии стала архитектура. Слегка пострадавшие от времени вековые ступени цвета запекшейся крови занимают всю сцену, поднимаясь до самого верха. По этим ступеням герои то поднимаются, то опускаются вниз, стараясь сохранить равновесие. Зрителям постарше это строение может показаться разросшимся мавзолеем, те, кто читал Пелевина, вспомнят божественный зиккурат. В любом случае здесь приносят людей в жертву: кого-то уничтожают физически, кого-то морально убивают исключительно во благо дела семьи Железновых. Суть этого дела неясна, бросается в глаза, что Васса выходит на сцену с орденами на пиджаке. Во втором действии количество этих орденов заметно увеличивается.
Васса (Екатерина Дурова) ведет свою роль тихо, но внятно. Что бы ни происходило, она не повышает голоса. Под стать ей и старшая дочь Анна (Дарья Грачева), которая с неохотой вернулась в родной дом. Помня семейные заповеди, она старательно опускает модную юбку до приличной длины. Отчаянный панк – настоящий, с ирокезом, с гитарой и в косухе – Прохор Железнов (Александр Голубков) пытается заявить о своих правах, но быстро проигрывает, потому что шуметь в этом мире не позволено никому. А тихая Васса, по версии Тыщука, самовластно распоряжается чужими жизнями и (вопреки пьесе Горького) даже не слабеет: не женское это дело.

Режиссер В. Тыщук. Художник Е. Галактионова.



См. также:


 ТРЕТИЙ ЗВОНОК
 Ближайшие премьеры
 После репетиции
 Зеркало сцены
 Сны массовки
 Бенефис
 Выбор зрителя
информационная поддержка:
журнал "Театральная Афиша"
разработка и дизайн:
SFT Company, ©1998 - 2005