|  |  |  | |||||||||||
| 
 |  |  | |||||||||||
|     |  | Татьяна Филиппова 29.11.2018 Ностальгия по несбывшемусяМХТ им. А.П. Чехова А.Волошина «Человек из рыбы» в МХТ Человек из рыбы – это пугающий персонаж, приснившийся восьмилетней Одри накануне того дня, когда за ней внезапно приходят представители органов опеки, чтобы увести с собой. Словно Песочный человек Гофмана, он предвещает опасность, но исходящую не из внутреннего мира, как у немецкого романтика, а из внешнего, от которого обитатели квартиры на Караванной пытаются всячески отгородиться.  Человек из рыбы появляется лишь в финале, а сюжет в целом напоминает уже не гофмановские рассказы, а пьесы Чехова, которые режиссер Юрий Бутусов переставил, кажется, все: люди говорят, поют и даже танцуют, в то время как их судьбы рушатся. Француз Бенуа (Андрей Бурковский) поселившийся в питерской коммуналке на время стажировки, здесь в роли Лопахина: «Надо же что-то делать, друзья». Все герои этой истории – обитатели хипстерской коммуны и филологи, пусть кому-то из них и приходится заниматься не литературой, а продажей квартир, поэтому в диалогах то и дело возникают то Набоков, то Бродский,  а то и Шпенглер. Квартира на Караванной – образ из булгаковского «Бега»: о снеге на Караванной, как об утерянном счастье, говорят у Булгакова русские эмигранты. Этот легкий как мечта снег у Бутусова превращается в воду, по  которой бредет человек со свечой в руке (хрестоматийная сцена  из «Ностальгии» Тарковского становится прологом к спектаклю). Из этой стоячей воды, льющейся, хлещущей и, в конце концов, протухшей и появляется «человек из рыбы», которого девочка Одри, которая все понимает про взрослую жизнь, хотела бы никогда  не увидеть. Спектакль Бутусова – о русской ностальгии, превратившейся в тоску о том, чего уже давно нет. «Наша родина погибла до нашего рождения», - говорит Григорий Дробужинский, один из четырех жителей хипстерской коммуны (Артем Быстров). О том, как жить, если нет и надежды (не случайно Юльку, сбежавшую от любви в Пермь и вернувшуюся на Караванную, у Бутусова играет Елизавета Янковская, прямая родственница человека, которого весь мир запомнил по эпизоду с горящей свечой из «Ностальгии»).  И о поколении тридцатилетних, которым досталась жизнь в эпоху репостмодерна, когда любые лозунги, фразы и высказывания превращаются в мыльные пузыри.                     Режиссер Ю. Бутусов. Художник Н. Симонов. Художник по костюмам Ю. Ветрова. 
 См. также: 
  Instagram  Vkontakte 
 
Редакция журнала "Театральная Афиша" Пишите нам: afisha@teatr.ru главная страница |  Реклама на сайте | театральный клуб | третий звонок | рекомендуем спектакли | ссылки | журнал |  |   
 | ||||||||||||||||
|  |   
 |  |  |