Театральная Афиша
реклама на сайте театральный клуб третий звонок рекомендуем спектакли ссылки журнал
Rambler's Top100




Место для рекламы
Александр Вислов
12.04.2003

«Фауст», И.В. Гете

Если представить творчество Юрия Любимова как восхождение на цепь художественных вершин – Шекспир, Мольер, Пушкин, Достоевский, Брехт, Булгаков, Солженицын и так далее, – то встреча с «Фаустом», над которым И.В. Гете (1749–1832) работал на протяжении 60 лет, то есть почти всю жизнь, была неизбежной. Герой трагедии Гете не может не быть близок Ю. Любимову неукротимой жаждой свободы, занимаемой в жизни позицией – в пекле борьбы между добром и злом, между божественным и сатанинским. И, пожалуй, никто лучше Александра Трофимова в роли старого Фауста не смог бы выразить эти героические и возвышенные мотивы образа и произведения. На сцене седобородый мыслитель, человек – глыба, человек – титан, ведь по замыслу Гете, в финале Фаусту исполняется сто лет! Иное дело Фауст молодой (Владимир Черняев) – «создание» Мефистофеля, увлекающийся, возбудимый, легкомысленно предавший возлюбленную, Маргариту (Гете дал героине имя девушки, которую полюбил впервые в жизни, в 14 лет). Большая часть роли Маргариты задумана как вокальная, и Александра Басова отлично справляется с этой задачей, создавая впечатление трогательной чистоты. Ни в одном своем спектакле Ю. Любимов не уделял столько внимания религиозным мотивам, как в «Фаусте»: здесь много красивейших церковных песнопений. На другом полюсе спектакля – Вальпургиева ночь, бесовское действо, шабаш чертей и ведьм, проносящихся с метлами в ритме степа, цитатой из «Пугачева» мелькающие топоры. Идейный вождь бесовства Мефистофель в исполнении Тимура Бадалбейли хоть и воплощает отрицающую и разрушающую силу, но ему не откажешь в практической сметке, в меткой наблюдательности над слабостями человеческой натуры. Не расходясь в этом с Гете, Любимов строит взаимоотношения двух героев как дополняющие друг друга. В сценах «Во дворце Императора» режиссер не преминул с «молодым задором» выплеснуть свой сарказм относительно государственного устройства, где верхушка богатеет, а население пребывает в нищете. Последние театральные сезоны Юрия Любимова – это период, подобный которому Гете, работая над «Фаустом», определил словами: «Внутреннее наслаждение творчеством». Спектакль «Фауст» – плод этого нынешнего духовного состояния Мастера.

Свободная композиция и постановка Ю. Любимова. Художник Б. Мессерер. Композитор В. Мартынов. Режиссер А. Васильев. Хормейстер Т. Жанова. Степ – В. Беляйкин. Пластика – Ю. Скотт, Ю. Папко.



Увеличить

См. также:


 ТРЕТИЙ ЗВОНОК
 Ближайшие премьеры
 После репетиции
 Зеркало сцены
 Сны массовки
 Бенефис
 Выбор зрителя
информационная поддержка:
журнал "Театральная Афиша"
разработка и дизайн:
SFT Company, ©1998 - 2005