Театральная Афиша
реклама на сайте театральный клуб третий звонок рекомендуем спектакли ссылки журнал
Rambler's Top100




Место для рекламы
31.03.2005

ОЛЬГА ПРОКОФЬЕВА: Коллекционирую улыбки и жесты

Ольга ПРОКОФЬЕВА проснулась знаменитой наутро после телесериала "Моя прекрасная няня". Её героиня Жанна - персонаж отрицательный, но актриса так нелепо готовила мелкие пакости, так смешно попадала во всякие глупые ситуации и так трогательно безответно была влюблена, что стала симпатична зрителям, многие из которых и не знали, что Прокофьева актриса театральная, служит без малого двадцать лет в Театре им. Маяковского, где сыграла много интересных ролей, а за Сильвию в спектакле "Развод по-женски" номинирована в этом году на "Чайку". В детстве она мечтала стать балериной. Снимала с подушек кружевные накидки, сооружала из них головной убор, в домашних тапочках с негнущейся подошвой становилась, как на пуантах, и представляла, что танцует на сцене Большого театра. В пятом классе она изменила мечту, решив стать драматической артисткой, но заявила, что работать будет в Детском театре, играть белочек, зайчиков, потому что не хочет целоваться с мужчинами. В Одинцово в их школе драматического кружка не было. Мама узнала, что такая студия есть в их городе, в школе другого микрорайона, и отвезла Олю к руководителю студии Наталье Валерьевне Примак. Та прослушала девочку, и Оля стала заниматься в этой студии. Сначала сидела в зале, смотрела, что делают другие ребята, но когда поднялась на сцену, чтобы показать этюд, оцепенела. То ощущение страха осталось на всю жизнь; позже, в театральном институте, при слове этюд её начинало колотить. Дебютировала она в роли Чебурашки. Костюм шили всей семьёй. Разрезали старую коричневую школьную форму, сшили уши, нарисовали круги. Интересно, что, когда она стала сниматься в телесериале "Моя прекрасная няня" с Сергеем Жигуновым, выяснилось, что его дебют состоялся тоже в роли Чебурашки. В десятом классе она сыграла в "Клопе" яркую характерную роль, такую мадам времен НЭПа.

- Мне так понравилась эта героиня, что я уже не сомневалась, куда буду поступать. Моя мудрая мама, которая никогда не говорила "нет", всегда давала мне возможность убедиться самой, нужно ли мне то, чем я решила заниматься, и на этот раз не стала меня отговаривать. Она села в машину, усадила меня рядом и отвезла в Москву сдавать документы в ГИТИС. Боялась я, конечно, жутко, но немного надежды мне придавал тот факт, что нашу детскую театральную студию окончила Вера Новикова, которая поступила в Москве в театральное училище. Для нас, одинцовских девчонок, она была звездой. Потом она стала женой Сергея Жигунова и актрисой Вахтанговского театра. В первый год я не поступила. Когда зачитали списки прошедших третий тур и меня в них не было, я разрыдалась и ревела всю дорогу домой, лежа на заднем сидении машины. Спасибо руководителю детской студии. Наталья Валерьевна работала на Центральном телевидении и устроила меня в бухгалтерию. Конечно, это никакого отношения к творчеству не имело, но у меня была возможность бегать в павильоны на съемки спектаклей или передач и смотреть, как это волшебство происходит.

- Мечту стать актрисой вы не оставили?
Справа - Ольга Прокофьева (12 лет).
Дебют на сцене в роли Чебурашки
Валентина Андроновна - О. Прокофьева
"Завтра была война", 1986 г.
Подхалюзин - Р. Мадянов,
Липочка - О. Прокофьева, "Банкрот"
Клод - А. Шаврин,
Мариет - О. Прокофьева,
"Банкет"
Сильвия - О. Прокофьева
"Развод по-женски"
Саввишна - О. Прокофьева,
Белка - В. Гребенников,
"Шестеро любимых"
Липочка - О. Прокофьева, "Банкрот"
Мавра Тарасовна - Т. Орлова
Фелицата - О. Прокофьева
"Наливные яблоки, или Правда - хорошо…"
Коринна - О. Прокофьева
"Синтезатор любви"
Джульетта - Аня Прокофьева (племянница актрисы),
Розалина - О. Прокофьева,
после спектакля "Чума на оба ваши дома"
Ольга Прокофьева с сыном Сашей
(Анна - О. Прокофьева,
Рака - Саша Соколов, после спектакля
"Госпожа министерша")

- На следующий год я опять не поступила и уже шла забирать документы, как столкнулась в коридоре с Ириной Ильиничной Судаковой. В ГИТИСе у А. Гончарова при режиссёрском факультете были актёрские группы, в которые она набирала студентов. Увидев меня, она зычным голосом прокричала: "Прокофьева, Гончаров сейчас ведёт дополнительный набор. Бегом марш в театр Маяковского и ярче всё читай, ярче!" Я влетела в зал, Гончаров ткнул в меня пальцем, я вышла, прочитала. Он спросил меня, что я делала целый год после окончания школы. Я с гордостью ответила, что работала на Центральном телевидении и уже тише добавила, что в бухгалтерии. Потом он с хитрецой спросил: "А в школе, небось, в самодеятельности играли?" Я знала, что театральные педагоги не любят, когда к ним в училище приходят поступать из самодеятельности, но врать было нельзя, и я честно призналась, что играла Чебурашку. Комиссия покатилась со смеху и успокоилась, они поняли, что этот герой вряд ли оставил неизгладимый след в моей судьбе. Я поступила. Занималась фанатично. Очень хотелось владеть профессией. После окончания Гончаров взял пять человек к себе в театр.

- Сразу на роль?

- Он забрал наш дипломный спектакль "Завтра была война", где я играла учительницу Валентину Андроновну. Гончаров немного спектакль доделал, ввел артистов театра Андрея Болтнева, Александра Лазарева, Татьяну Васильеву, и мы ещё долго играли его.

- Первая роль и такая сложная. Трудно репетировали?

- Очень! Все мои однокурсники играют молодых, прекрасных ребят, а я синий чулок, прилизанные, стянутые в пучок волосы, мешковато сидящий костюм, да ещё и учительница, доводящая до самоубийства свою ученицу. Я страдала, мучительно переживала, пока Андрей Александрович не сказал мне: "А у тебя получается". Он этим меня окрылил. Я успокоилась, перестала бояться и по сей день спокойно играю отрицательные роли, не боюсь быть некрасивой, старой. В последнем премьерном спектакле Арбузова "Шестеро любимых" я играю старую, старую бабку Саввишну.

- В телесериале "Дети Арбата" вы сыграли похожую на Валентину Андроновну героиню, но положительную.

- Когда Андрей Эшпай предложил мне эту роль, он сказал: "Оля, должна быть гладкая причёска и пиджак". Я обрадовалась, что могу сделать внешность Валентины Андроновны, но сыграть человека другой сущности. В жизни в то время эти люди выглядели одинаково, ходили рядом, но в похожих ситуациях вели себя по-разному.

- Вы хорошо знаете то время?

- Не могу сказать, что очень хорошо. Моей семьи репрессии не коснулись, хотя у мамы очень тяжёлое было детство. В войну её потеряли, она долгое время жила в детском доме, потом её нашли. То сталинское время я знаю из рассказов. Первый брак у меня был с Володей Гусинским, он тоже заканчивал ГИТИС. Его семья сильно пострадала. У них дома, когда при отце Володи Александре Савельевиче заходили разговоры о Сталине, его трясло, он выскакивал из-за стола и начинал сильно заикаться. Такая реакция почти у всех людей, кто пережил это. Я пересмотрела много фотографий того времени и научилась определять, кто прошел через это. В их глазах можно увидеть страх.

- С ролью учительницы вы пришли в театр, а что сыграли потом?

- Женя Симонова уходила в декрет, ожидая свою вторую дочку, и Гончаров предложил мне роль Лидии Варавки в "Климе Самгине". Это был ввод, но какой! Гончаров вводил свою ученицу. В этом спектакле занято пятьдесят человек. Андрей Александрович собирал всех в костюмах, чтобы только отрепетировать мои сцены. Потом он сказал артистам: "Вы - даже все вокруг - заиграли по-другому". Он вообще считал, что старым спектаклям нужны такие вливания, но, наверное, сыграло и то, что у меня было огромное желание сделать роль хорошо, и все это почувствовали.

- Под тяжёлую руку Гончарова попадали?

- Лишь однажды. В спектакле "Жертва века" собрался звёздный состав: Наталья Гундарева, Женя Симонова, Александр Лазарев, Игорь Охлупин, Армен Джигарханян; была включена и я. На ком же ему было устраивать показательные уроки? Он мог отыграться только на мне. Я попала под его мощный линейный огонь. Мне было очень плохо, потому что такие репетиции я не воспринимаю. Жизнь ведь состоит в основном не из спектаклей, а из репетиций, а когда роль вынашивается в таких муках, рубец остаётся надолго. Я родила сына, мне занесли инфекцию, я долго лечилась, но болячки остались на всю жизнь. Спектакль, как и ребёнка, нужно рожать в хороших условиях. Из двух методов, кнута и пряника, я выбираю пряник. Когда репетиции проходят спокойно, спектакль рождается в любви, я расцветаю.

- Почему в театре у вас было так мало главных ролей?

- Несмотря на то что ученики Гончарова находились под его покровительством, играть он им давал даже меньше, чем остальным артистам. Он очень уважительно ко мне относился. Я играла у него большие роли, но вместо кого-то. В "Кошке на раскалённой крыше" вместо Немоляевой, в "Наливных яблоках" вместо Силантьевой, во второй редакции "Банкрота" я играю Липочку.

- Гастрольный спектакль отличается от того, что играется в родных стенах?

- Он отличается большей ответственностью. Как-то на гастролях в Киеве после спектакля "Жертва века" к нам подошла женщина и сказала, что она целый месяц копила деньги, чтобы прийти на наш спектакль. Перед нами стояла пенсионерка, скромно одетая. Я представила, как этот человек себя ограничил, чтобы только прийти посмотреть на нас. Какое я имею право сыграть хоть на йоту хуже?!

- Вы играете француженку в "Банкете", англичанку в "Синтезаторе любви", американку в "Разводе по-женски". Особенности национального характера учитываете при подготовке к роли?

- Не могу сказать, что общалась с женщинами разных национальностей, скорее у меня познания чисто кинематографические - фильмы или передачи об их жизни, но я очень серьёзно подхожу к роли, очень дотошна в поиске мелочей в характере, внешнем виде, привычках. Я коллекционирую улыбки, жесты. Я запоминаю реакции людей, то, как человек ведёт себя в нестандартной ситуации. Жизнь богаче по краскам и проявлениям. Кажется, что такого не бывает, а вот и нет - бывает ещё ярче и неожиданнее. Всё, что я коллекционирую, я складываю в сундучок и при необходимости вытаскиваю и использую.

- Завидуете, когда роль достаётся не вам?

- Только белой завистью. Я всю жизнь стараюсь воспитывать в себе это качество. Бывают такие феерические спектакли, от которых испытываешь потрясения, тогда завидую, что я в этом не участвую. Для меня в последнее время не столько важна роль, сколько команда. Я ужасно расстраиваюсь, когда мне говорят, что я играла хорошо, а спектакль так себе. Я обожаю, когда говорят: "Какие вы все замечательные в этом спектакле".

- Ольга, как театр воспринял приход Сергея Арцибашева?

- Всё в нашей жизни познаётся в сравнении. Когда после Охлопкова пришёл Гончаров, артисты требовали, чтобы такого деспота немедленно убрали. Гончарова не убирали. Артисты страдали. Нина Мамиконовна Тер-Осипян, после того как Гончаров начал её оскорблять, написала письмо, и 25 лет ничего не играла у Гончарова. Она была наказана на четверть века, и такое бывает в актёрской биографии. Можно по-разному относиться к приходу нового главного, но мне кажется, что Сергей Николаевич пока только набирает очки. Он трудоголик. Он постоянно в театре. Он смотрит спектакли, выходит на поклоны, после обязательно какие-то пожелания выскажет. Я играю у него в спектаклях "Банкет" и "Развод по-женски" и за всё время могу вспомнить спектаклей пять или шесть, когда его не было в театре. Он очень следит за финансовой стороной. Тех, кто много трудится, он щедро награждает. Андрей Александрович в последнее время много болел и не мог это контролировать. Можно было много играть, а получать копейки, бюджетный оклад. Мы просто загибались. Арцибашев оценивает труд по достоинству и тем самым даёт возможность артистам больше работать в родном театре, а не бегать по антрепризам в поисках заработка.

- До сериала "Моя прекрасная няня" вы где-нибудь снимались?

- В кино были роли не очень большие, в телесериале "Воровка" роль была большая, а в основном предлагали эпизоды. Беда эпизодов в том, что снимается много, а остаются две-три сцены. У Аллы Суриковой мы работали вместе с Лией Ахеджаковой, так она на озвучании очень возмущалась такими сокращениями: "Зачем было брать такую артистку, чтобы оставить так мало?"

- Как вы попали в телесериал "Моя прекрасная няня"?

- В этом сериале работал режиссёр Пётр Штейн. В театре Малакянца он поставил спектакль "Сильвия", в котором я играла. Он пригласил на пробы меня. Потом мне долго не звонили. Я уже стала забывать об этом, появились другие работы. Артист Ленкома Ваня Агапов пригласил меня в свой фильм, в театре шли репетиции арбузовского спектакля. Работа бурлила. Близился август, отпуск. Мы с сыном решили съездить к знакомым в Иваново, на рыбалку. Вдруг звонок: "Приезжайте, прилетели американцы, хотят посмотреть". Я приехала на студию. Меня утвердили, и я весь август не вылезала со съёмочной площадки, а сын просидел на даче. Вечером мы с ним ездили кататься на велосипедах, хотя я так уставала, что мне хотелось упасть и проспать до утра.

- Этот сериал шёл в Америке?

- Это и есть американский сериал, а у нас идёт его версия. Работает большая группа сценаристов во главе с Константином Наумочкиным. Многие американские шутки адаптируют, потому что то, над чем смеются они, не всегда смешно нам. К тому же после показа первых серий выяснилось, что у нас очень молодая аудитория. Смотрят дети, рисуют картинки, присылают нам, поэтому за качеством и уровнем юмора стали следить особо. У американцев двести серий, мы снимаем, пока есть рейтинг. Сняли уже 45, теперь ещё 25 серий. Будут там и браки, но какие, пусть это останется тайной.

- Много отрицательного слышите в адрес вашей героини?

- Судя по отзывам, зрители от неё в восторге. Это единственный отрицательный персонаж, которого все остальные, как муху, припечатывают хлопушкой. Я ещё не успеваю выйти что-то сказать, как меня кто-то или стукнет, или подножку подставит, или лицом во что-нибудь макнёт. Я не хотела делать из моей героини злую, с поджатыми губами, тётку. Я сделала её обаятельной, смешной, но с отрицательными чертами. Открыла свой сундучок с коллекциями, поискала в нём, вспомнила всех этих дам. Они как достигают чего-то в жизни, так сразу начинают смотреть на окружающих свысока. Над их напыщенностью все смеются, и, несмотря на всю их образованность, такое поведение говорит об ограниченности ума.

- У какого модельера одевается ваша Жанна?

- У чудесной Лидочки Нестеровой. Сначала мы хотели, чтобы Жанна одевалась экстравагантно, я думала, что будет что-то типа "а ля Гурченко", но Лида сказала: "При твоём ярком рисунке это будет лишним, пусть она будет стильной женщиной". У Лиды на съёмочной площадке стоит швейная машинка, и за то время, пока мы гримируемся, из-под её рук может выйти шикарное вечернее платье.

- А Жанна может позволить себе каждый день менять туалеты?

- Да, она женщина состоятельная. В одной серии, в споре с братом, когда он ставит свой мерседес, она ставит на кон ахалтекинского жеребца. У неё пять шуб, норковых только три. Мне в Интернете на Форуме пишут: "Жанна, ты такая богатая женщина, да брось ты этого Шаталина. Что ты, себе мужчину не найдёшь?"

- Ольга, вы были замужем за артистом вашего театра Юрием Соколовым. Вы развелись, но по-прежнему играете в одних спектаклях.

- И совершенно нормально себя чувствуем, может быть потому, что расходились спокойно, не сражались на шпагах, не кидались острыми предметами. Просто поняли, что до дна исчерпали наши отношения. Он немного постарше меня, и мы поступили разумно, тем более что у нас подрастает сын. Мы втроём играли в "Госпоже министерше", причём моя героиня весь спектакль бегала за героем Юры.

- Вы привели сына на сцену?

- Нет, инициатива исходила от народной артистки Галины Александровны Анисимовой, исполнительницы главной роли в спектакле "Госпожа министерша". После того как сын нашего актёра Александра Ильина, который исполнял роль мальчика, подрос, она попросила привести нашего Сашу. Я ему передала эту просьбу. Он очень серьёзно заявил: "Я хочу посмотреть". Пришёл, сел в первый ряд, посмотрел, а потом за кулисами сказал: "Я хочу это играть". Ему не было семи лет, он ещё плохо читал и заучивал реплики с голоса. Мы дома на кухне сделали выгородку и репетировали с ним. Он ввелся и играл шесть лет. Потом Леонид Трушкин занял его в "Кине", роль была небольшая, но Лёня щедро платил, причём в конверте, что сыну очень нравилось. Сейчас он играет у Юрия Авшарова в Театре наций в "Борисе Годунове". Каждый раз как я говорю ему о возможной работе, он начинает расспрашивать, что за роль, а в конце задаёт вопрос: "Сколько мне будут платить?"

- Вам подарки делает?

- Да, конечно, как только они начинают с моей сестрой шушукаться, я понимаю, что речь идёт о подарке на день рождения или в праздники.

- Наверное, трудно играть с ним на сцене?

- Я стараюсь быть с ним искренней. Он на это очень хорошо отзывается; если не фальшивить, он начинает существовать на сцене правильно. Воспринимает меня как героиню, а не как маму. Очень любит, когда я после спектакля говорю: "Саша, ты сегодня эту сцену хорошо сыграл", а когда я делаю замечания, это ему не очень нравится.

- Вы его будущее видите актёрским?

- Ни заставлять, ни отговаривать не буду. Я прекрасно понимаю, что в актёрской профессии я смогу ему больше подсказать, чем если он станет бизнесменом, там я ему буду меньшим помощником. Ему нравится, что папа и мама у него артисты, но он сейчас только в седьмом классе, время у него ещё есть. Пусть выбирает!

Увеличить

См. также:


 ТРЕТИЙ ЗВОНОК
 Ближайшие премьеры
 После репетиции
 Зеркало сцены
 Сны массовки
 Бенефис
 Выбор зрителя
информационная поддержка:
журнал "Театральная Афиша"
разработка и дизайн:
SFT Company, ©1998 - 2005